К 150-летию основания Государственной Третьяковской галереи
Замоскворечье - старый окраинный район Москвы.
В середине ХIХ в. здесь еще сохранялись недорогие, свободные земли, которые активно раскупались московскими купцами, среди которых можно было встретить фамилии Бахрушиных, Простяковых, Третьяковых.
Здесь, в Замоскворечье, находится Государственная Третьяковская галерея - крупнейший музей отечественного искусства.
Мало кто задумывался, что этот музей создал один человек - купец Павел Михайлович Третьяков (1832 - 1898 гг.), проведя в течение 20 лет поистине гигантскую работу по строительству здания художественной галереи в своей небольшой усадьбе за Мосвой-рекой и разместив в ней коллекцию ценнейших произведений отечественного искусства, которую он собирал около 35 лет.
Павел Михайлович Третьяков - коллекционер
Павел Михайлович Третьяков - основатель Третьяковской галереи - всю жизнь оставался в купеческом сословии, достойно представляя торговое дело своего небогатого прадеда - купца Елисея Мартыновича, прибывшего в Москву в 1774 г. из Малоярославца. Являясь представителем четвертого купеческого поколения москвичей - Третьяковых, он значительно приумножил капитал своих предков, был именит и уважаем в купеческой среде за свою честность и величайшую скромность.
Начало своей коллекции он положил в 1856г., в 19 лет, купив по случаю две картины. Эстампы и старинные книги он приносил с Сухаревки, ездил в Петербург осматривать музеи. Его устремленность - собрать наиболее полную коллекцию лучших произведений отечественных художников, которая уже через несколько лет составила более 1000 экспонатов, давала свои плоды: выстраивалась система последовательного развития всего русского искусства - от древнерусских икон до первых произведений петровской эпохи, от академической и реалистической живописи до модерна конца ХIХ - начала ХХ века. Коллекция, собираемая П.Третьяковым, явилась большим стимулом к созданию таких великих полотен, как "Боярыня Морозова" В.Сурикова и "Крестный ход в Курской губернии" И. Репина, а также замечательных работ Перова, Поленова, Левитана, Архипова Коровина и др.
Впоследствии в музей поступило и знаменитое полотно "Явление Христа народу" А. Иванова.
Феноменальные способности П.Третьякова-коллекционера: природный ум, безукоризненный вкус в сочетании с утонченной интуицией в выборе произведений - поражали современников: он отбирал шедевры.
Значимость задуманного и благородство его намерений - собрать отечественную коллекцию для народа - сыграли немалую роль в том, что из всех московских коллекционеров только П.Третьякову было предоставлено право первым отбирать работы непосредственно в мастерских художников или на выставках до их открытия.
Следует отметить, что братья Третьяковы нигде не учились: они получили только домашнее образование, но, как заметил Александр Бенуа: "Третьяков по натуре и знаниям был ученым". Он разбирался в музыке, любил театр, хорошо знал литературу. Это помогало ему в приобретении коллекции.
Строительство здания Третьяковской галереи
Основой для создания галереи явился небольшой старый особняк Петра и Сергея Третьяковых, который братья купили у купцов Шестовых в Лаврушинском переулке (в Толмачах). В 1865 году Павел Третьяков женился на Вере Мамонтовой (кузине Саввы Мамонтова - хозяина Абрамцева), ставшей верной помощницей в его благородном деле. Семья разрасталась, и для размещения новых картин не стало места. Поэтому с 1872 по 1874 гг., в саду усадьбы архитектором А.С.Каминским (мужем сестры) было выстроено первое помещение галереи с большими двумя залами для 1500 работ.
В 80-е годы двухэтажное здание, выстроенное специально для галереи, окружило жилой дом уже с трех сторон, а собранию в нем был присвоен статус музея. Причем бесплатного и открытого для всех. После смерти брата Сергея в 1892 году Павел Михайлович принимает решение подарить обе коллекции (свою и брата) родному городу. "Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых" открыла свои двери 15 августа 1893 года. Император пожаловал ему дворянство, но Павел Михайлович сказал: "Купцом родился, купцом и умру", а звание почетного гражданина принял с радостью. Третьяков до самой смерти опекал свое детище. Он умер 4 декабря 1898 года, прожив достойную жизнь. Количество экспонатов его галереи перевалило за 2000 и постоянно увеличивалось, и сейчас составляет около 140000 единиц. Поэтому более половины всей коллекции послереволюционного периода размещено на Крымском Валу в новых выставочных залах.
Сказочный фасад Третьяковки
Основной фасад здания Третьяковской галереи был исполнен известным "художником-сказочником" Виктором Васнецовым уже в начале ХХ века (с 1902 по 1904 гг.). Участник Абрамцевского кружка, в котором идеи народного искусства переплелись с новыми веяниями времени, что впоследствии назовут неорусским стилем, он создал как бы фасад-эмблему, закрывший три старых разрозненных фасада единой декоративной стеной, подобно театральному занавесу, и оформленной декоративными элементами, заимствованными из древнерусского зодчества допетровской эпохи.
Вход оформлен в виде трех сказочных васнецовских теремов с островерхими кровлями, верх стены увенчан по центру килевидным обрамлением в виде кокошника, окаймляющего старинный герб Москвы с Георгием Победоносцем. Широкий фриз с дарственной надписью заполнен затейливой вязью в духе заставок древнерусских книг. Эту архитектурную композицию можно рассматривать скорее как метафору русской древности.
Во дворе Третьяковской галереи стоит замечательный памятник П.М.Третьякову скульптора А.П.Кибальникова.
Церковь Николы в Толмачах близ усадьбы после реконструкции галереи вошла в музейный комплекс и сама стала частью музея.
А у Третьяковки снова толпится народ...
|