В Правительстве Подмосковья создан Совет по земельным отношениям, в состав которого вошли 18 представителей органов государственной власти Московской области и общественных объединений. Председателем совета утвержден первый заместитель председателя Правительства Московской области Игорь Пархоменко. Цель работы этого органа сформулирована губернатором области Борисом Громовым, который считает, что "развитие земельных отношений должно быть прочно увязано с развитием институтов гражданского общества". Руководство области заинтересовано создать механизмы согласования государственных и общественных интересов в сфере земельных отношений. А совет призван консолидировать мнение всех участников земельных отношений на территории области, в том числе общественных структур и государственных институтов, определяющих порядок землепользования.
Кроме создания основ эффективного землепользования, приоритетными направлениями работы совета являются повышение качества жизни жителей области и развитие сельской инфраструктуры в рамках реализации национальных проектов. На заседании нового органа было принято решение об открытии общественной приемной, в том числе с целью оказания бесплатных юридических консультаций населению области по вопросам земельного законодательства.
***
Подмосковные депутаты внесли поправки в проекты федеральных законов "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", которые прошли первое чтение в Государственной Думе. Проекты этих законов направлены на развитие туризма и санаторно-курортной сферы Российской Федерации. Согласно проектам туристско-рекреационные особые экономические зоны могут создаваться на территории нескольких муниципальных образований. На их территориях разрешается разработка месторождений лечебных минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных и используемых для лечения и профилактики заболеваний. Допускается также и размещение объектов жилищного фонда. Чтобы предотвратить появление в этих зонах частных коттеджных поселков, областные законодатели предложили записать в закон следующую формулировку: "На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда, за исключением специализированного жилищного фонда (жилые помещения в общежитиях) социальной инфраструктуры туристско-рекреационных особых экономических зон".
В положении, регулирующем предоставление налоговых льгот организациям-резидентам, депутаты предложили внести уточнение, что льготы касаются только тех средств, которые располагаются на территории этих зон (а не всех основных средств, которыми владеет организация-резидент). Областные парламентарии также считают, что освобождаться от налогообложения должно только то имущество и участок, которые находятся в пределах территории особой экономической зоны.
***
Областное законодательство изменилось в отношении вопросов регулирования оборота земель. По словам председателя рабочей группы Мособлдумы Виктора Егерева, нововведения "с одной стороны направлены на стимулирование сельхозпроизводства, с другой, - на ограничение нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения".
Часть поправок приводит нормы действующего закона в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве. Теперь преимущественное право покупки земельной доли, находящейся в праве общей собственности на земельный участок, перейдет от Московской области к другим участникам долевой собственности.
Уточняется редакция ряда статей, в том числе статьи, связанной с установлением максимального размера земельных участков, находящихся в собственности одного гражданина или юридического лица. В областном законе он ограничен 25% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения, имеющихся в одном муниципальном районе.
Принята новая редакция статьи 14-й закона, в которой определены "условия приобретения в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения". Сельскохозяйственные организации и фермеры вправе приобрести в собственность земельные участки по цене, равной 3% кадастровой стоимости. При этом в законе четко определено понятие "сельскохозяйственные организации". Это юридические лица, у которых в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 50 процентов. Это же требование относится и к крестьянским (фермерским) хозяйствам.
В случае несоблюдения этих условий продажа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, осуществляется по максимальной цене, установленной федеральным законом, равной 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Сегодня средняя кадастровая стоимость 1 гектара сельхозугодий в Подмосковье составляет 33 тыс.рублей. Выкупная цена для товаропроизводителей, основным видом деятельности которых является производство и переработка сельскохозяйственной продукции, составит 990 руб. за гектар, для прочих она будет равна 6600 руб. за один гектар. То есть профильные хозяйства получат при покупке земли серьезные льготы.
|