Соседи - это не те, кто живет рядом. Соседи - это те, кто вместе со всеми думает о сохранности стен, крыши, обо всем доме. Именно такую их роль определяет новый ЖК. Согласно ему собственники каждого из 40 тысяч московских домов до 1 марта 2006 года должны собраться и выбрать управляющую компанию.
Это страшное слово "отчетность"
Есть ли сейчас жилищное самоуправление? Жалкие крохи. Задумали, вот, товарищества собственников жилья. Почти десять лет прошло, как приняли закон о них, но сколько их? Капля в море. Не хотят люди управлять своим жильем.
И все же новый Жилищный кодекс должен сломить пассивность граждан по отношению к своему жилью. Как известно, он предлагает совсем иную систему жилищных отношений и в доме и к дому.
При прочтении городского Постановления Правительства Москвы "О домовых комитетах" (от 21.09.04) и знаменитого ЖК, вступившего в силу 1 марта, бросаются в глаза вопиющие противоречия. Мэр столицы назвал когда-то самоуправление "ключом к реформе". Но "ключи" эти совершенно разные - в постановлении и кодексе.
Постановление "О домкомах". Кто спорит: домовой комитет - идея неплохая. Но отметим все же: именно власти предлагают создавать их в домах (если не сказать - навязывают). Не сомневаюсь: в районных управах уже появилась новая отчетность: столько-то создано, столько намечается. И чиновники будут лезть вон из кожи, чтобы у них были хорошие показатели. Цифра станет важнее дела?
"Теперь здесь все от меня зависит..."
Какое же "дело" предлагают людям? Согласно постановлению, например, без визы председателя домкома ни одна сданная работа по ремонту или благоустройству не будет оплачена. В дальнейшем, как явствует из заявлений различных чиновников, права жильцов будут расширяться еще больше, им предоставят даже контроль за движением денежных средств, отпущенных на содержание дома. Иными словами, сделают контролерами управляющих компаний.
Но нужно ли все это людям? Возьмут ли они на себя какие-то обременяющие их обязанности? Скорее другое: наиболее пронырливые из них постараются использовать новые общественные институты в личных целях. Самоуправление выродится в свою противоположность: самообеспечение.
Не так ли получилось с товариществами? Множество нормативных документов, регулирующих их деятельность, это, по сути, способ навязать жильцам угодный властям способ управления домами. Городу не по силам, может, у вас, жильцов, что-то получится? Но, судя по числу ТСЖ и не прекращающимся скандалам в них, - не получилось. Да и добровольность создания их весьма сомнительна. Граждане (в том числе переселенцы!), оказавшись в новых домах, лишь спустя какое-то время узнавали, что живут в ТСЖ. И когда в ужасе узнавали, что платить за квартиру теперь придется 2-3 тыс. рублей, слышали равнодушное: не нравится - меняйтесь! Другого жилья для вас у нас нет.
Думайте сами, решайте сами
При всех недостатках кодекса стоит признать, что это попытка запустить механизм самоуправления снизу: жильцов приглашают принять участие в решении жилищно-коммунальных проблем. Правда, без товариществ как-то обходились - и ничего. Домкомов тоже не было много лет - пережили. А здесь решили растормошить жителей. При этом речь идет обо всех домах - даже тех, где нет никаких объединений. Иными словами, не управа, не дирекция, а сами москвичи будут решать, кто и как будет их обслуживать. Когда такое было? Это одна из новинок, которые вносит кодекс в нашу жизнь.
Право выбора - так говорится в документе - за собственниками. Именно они должны найти частную компанию и договориться с ней о наборе услуг и цене, которую та за них потребует. Наниматели должны лишь признать и принять эти условия (здесь - как я понимаю - не все еще продумано, но это другая тема, мы ведь говорим о принципе). Не пошевелятся собственники, отнесутся (как всегда!) равнодушно к делам своего дома - праздник на улице чиновников. Отрицательный ответ - тоже ответ. Тогда не обессудьте: управляющую компанию назначит районная управа, а та - понятно - предложит тех, кто ей ближе, с которыми привычнее: родной ДЕЗ. И если люди будут недовольны, то жаловаться им не на кого - разве что на себя. Вам предлагали - вы отказались:
Оставляя в стороне юридический аспект проблемы, заметим, что, во-первых, собственники - основной контингент в домах - по последним сведениям число их приближается к двум третям от всех жителей города. И это сейчас. А до окончания бесплатной приватизации остается еще полтора года. Будет значительно больше. Можно сказать, что в Москве практически все будут домовладельцы. Зачем такая собственность людям - ума не приложу, да и город от такой приватизации понесет невосполнимые потери - все так. Сейчас отметим другое: решает большинство - и это нормально.
По сути, каждый московский дом превратится в товарищество - его судьбу будут определять сами жильцы. Или - как мы сказали - не будет. Согласятся с неубранным двором и ожиданием слесаря "в течение дня". Но это их выбор.
Имел ли это в виду наш мэр, когда называл самоуправление "ключом к реформе ЖКХ"? Сомневаюсь - тогда ни о каком кодексе речь еще не шла. Но то, что его слова оказались пророческими - факт.
И все же сомнение остается
Понятно, что такой подход - когда от ответственности не уйти, надо дать какой-то ответ - более действенный, более результативный, но... о каком результате мы говорим? Хотим сохранить наши дома (о квартирах пусть заботятся сами их обитатели), а если людям это вовсе не нужно? Наплевать им на дома, наплевать на Москву, лишь бы они сами были в порядке? Законодатели считают: вот предложение, от которого нельзя отказаться. И соответствующую норму прописали в Кодексе. Не учли только нашей знаменитой нетребовательности. Все можно...
Не знаю, возможно, я не прав. Может, люди все-таки придут на собрание и поинтересуются, кто и какие услуги им будет оказывать? На что они могут рассчитывать? Какие деньги будут платить? И проголосуют за понравившуюся компанию? А не придут, нет времени - тогда активисты наведаются к ним, и просто дадут листок на подпись, чтобы те несколько секунд подумали - и поставили закорючку. По Жилищному Кодексу можно проводить и такой вот - "списочный" - опрос. Главное - выбрать. А как - уже детали...
|