Интерьерный дизайн в нашей стране с каждым годом имеет все больше возможностей выйти за рамки стандартных решений. Огромный ассортимент продукции, предлагаемой специализированными магазинами и салонами, побуждает к смелым решениям в оформлении дома, при этом сочетания отделочных материалов становятся все более сложными и изысканными. Но есть среди них один, навсегда завоевавший доверие и любовь покупателей. Это керамическая плитка. И если раньше она занимала довольно скромное положение и использовалась россиянами по большей части лишь в ванных комнатах, то теперь изделия из керамики прекрасно вписываются в интерьер кухни, гостиной и других помещений.
Керамическая плитка имеет целый ряд важных преимуществ перед другими материалами: прочность, влагостойкость, пожаробезопасность. Однако сегодня главной причиной ее популярности становится дизайн. Россияне уже научились жить красиво, поэтому модные коллекции ведущих мировых производителей пользуются повышенным спросом. В Петербурге существует целый ряд "брендовых" салонов, где можно приобрести плитку самого высокого класса. Теперь у петербуржцев есть возможность оформить, например, ванную комнату как средневековый замок рыцаря, роскошный дворец императора или аскетичную хижину мудреца.
Коктейль по-итальянски
Многообразие порождает проблему выбора. Самое простое решение - переложить бремя ответственности на хрупкие плечи дизайнера. А вот неугомонным домовладельцам, которые все вопросы, связанные с оформлением своего "гнездышка", привыкли решать сами, придется потрудиться. Продавцы-консультанты уверяют, что нет более сложного клиента, чем тот, который сам не знает, чего хочет. Именно для таких покупателей оборудуются специальные шоу-румы: здесь становится понятно, как та или иная керамическая плитка будет смотреться непосредственно в интерьере. Иногда помогает метод "от противного": некоторым легче сначала определиться с тем, какие варианты для них абсолютно неприемлемы. Отправной точкой может стать и цветовая гамма. После того как клиент выберет наиболее подходящие ему оттенки плитки, можно приступать к знакомству с конкретными коллекциями.
Индикатором модных тенденций в этой области является выставка Cersaie, которая ежегодно проводится в итальянском городе Болонья. Хотя керамическая плитка производится и в других странах, именно Италия является общепризнанной законодательницей керамической моды. В текущем году очень популярна цветочная тематика. Практически все ведущие производители керамической плитки представили в Болонье изделия, на которых пышным цветом распускаются розы, лилии, маки или тюльпаны. Флористические коллекции предлагают, например, итальянские фабрики Dado (серия Beauty Line), Impronta Italgraniti (Urbana) и Imola (Nuvole).
Среди актуальных направлений закрепился также стиль ар-деко, визитной карточкой которого является использование ярких красок. Сочная палитра и смелые, но вместе с тем гармоничные сочетания только приветствуются, ведь современный горожанин уже устал от строгой стальной гаммы, окружающей его повсюду. Фаворитом цветного коктейля оказался оранжевый, который в союзе со сдержанным зеленым привносит в обстановку освежающий цитрусовый аромат. Стильно и модно выглядит также сочетание голубого и шоколадного цветов. Красочную керамическую плитку жизнерадостных оттенков можно найти в коллекциях фабрик Imola, Edilcuoghi, Dado, Bardelli (все - Италия), Porcelanosa, Saloni (Испания) и многих других производителей.
Несмотря на очевидное увлечение дизайнеров яркими тонами, по-прежнему привлекательным для производителей остается многовековой союз black & white. Это очень консервативное и вместе с тем чрезвычайно смелое цветовое решение: умелая игра на контрастах порождает настоящие шедевры, однако велик соблазн "скатиться" в черно-белую безвкусицу. Цвета дня и ночи подвластны лишь дизайнерам, исключительно уверенным в своих силах. Год от года пополняется и подборка классических коллекций керамической плитки, где чаще других используются бежевые и нежно-голубые тона с рисунком, копирующим прожилки натурального мрамора. В петербургских салонах можно встретить даже серии, созданные около 10 лет назад, которые все равно продолжают пользоваться спросом.
Хотя восточная тематика сегодня уже утратила былую актуальность, ее отголоски можно найти в самых последних керамических коллекциях. Например, серия Sakura от фабрики Imola представляет Японию не в привычном минималистичном стиле, а в совершенно новом ракурсе: цветущие деревья и тянущиеся вверх побеги бамбука дополнены узорами, имитирующими вышивку на ткани. Дизайнеры продолжают использовать в декоре также этнические элементы и "наскальные рисунки".
За модой не заржавеет
Если бы кто-то решил представить историю развития керамического дизайна в виде череды определенных этапов, то наши дни можно было бы с уверенностью обозначить как время имитации всевозможных материалов. Законы восприятия смещаются, керамика перестает быть сама собой и приобретает обличие дерева, металла и ткани. Настоящее ржавое железо в ванной комнате вызовет скорее неприятие, однако его керамический "заменитель" станет смелым и современным акцентом интерьера. Подобные "металлические" коллекции предлагает испанская фабрика Venis (серия Ferroker), итальянские Viva (Iridium), Apavisa (Metal), Gardenia Orchidea (Oxidum) и др. Фабрика Rex (Италия) создала гламурную коллекцию Matouche: плитка с эффектом лакированной кожи предназначена для тех, кто ценит роскошь и лоск. Стильные вариации на тему кожаного интерьера есть и у итальянских фабрик Lea и Petracers.
Природные мотивы в оформлении ванной комнаты теперь легко воплотить в жизнь, используя керамическую плитку, которая копирует цвет и фактуру различных пород древесины. Идея не нова, но сегодня имитации становятся все более совершенными и за счет этого завоевывают популярность. Например, керамические серии с утонченными линиями стеблей бамбука можно найти у Venis (Bambu) и Imola (Fiber); итальянская фабрика Rex предлагает уникальные имитации натуральной дубовой доски различных оттенков (серия Abisco). Природная тематика прослеживается и в коллекциях других производителей.
Поклонникам текстиля в интерьере понравится плитка, похожая на ткань. В этом случае керамическое покрытие не кажется холодным, а напоминает мягкую шерсть или блестящий шелк. Такие коллекции есть у Tagina (Floral Textile), Imola (Sakura), Edilcuoghi (Melange), Sant'Agostino (Home) и др.
Некоторые производители керамической плитки решили, что обычные плоские стены - это слишком банально. Они предлагают инновационную "3-D плитку". Визуальный эффект здесь строится на сочетании различных цветов и объемов, а ярким примером такого дизайна стала серия Swing от компании Edilcuoghi.
Особняком стоит коллекция итальянской фабрики Petracers под названием Grand Elegance, пропитанная духом викторианской Англии. Цветовую палитру составляют глубокие и насыщенные оттенки бордового, зеленого и синего, а в качестве основных декоративных элементов использованы вертикальные полоски, бордюры с узором и мелкие цветочки, имитирующие рисунок обоев. Тему Старой Англии продолжает фабрика Original Style (Великобритания), некоторые из коллекций которой созданы на основе подлинных английских изразцов и гобеленов XIX в. (The Victorian Collection). Изысканно и благородно смотрится керамическая плитка из серии Victorian Floor Tiles: ее небольшой формат позволяет создавать сложные геометрические рисунки. Изначально такую плитку использовали для создания орнаментов в средневековых церквях, монастырях и домах аристократов. Более широко она стала применяться в 30-е годы XIX в., когда на трон взошла юная Виктория, и до сих пор является одним из символов той эпохи, признаком богатства и хорошего вкуса. Ностальгию по ушедшим временам Королевы Виктории можно заметить и в коллекциях португальской фабрики Top Cer.
За что платить
Дизайн керамической плитки - один из важнейших факторов ценообразования. Вполне естественно, что модные новинки стоят дороже коллекций, которые появились пару лет назад. Но, пожалуй, главным обстоятельством, влияющим на конечную стоимость продукта, является страна-производитель. Например, в Италии и Испании находятся высокотехнологичные производственные базы, ориентированные на следование мировым тенденциям строительного рынка, и цены на керамическую плитку из этих стран соответствующие. Очень важна и имиджевая составляющая. Известные производители могут позволить себе продавать свою элитную продукцию на порядок дороже остальных. Скажем, если клиент выбрал плитку под маркой Casa Dolce Casa (Италия) или Porcelanosa (Испания), то он должен понимать, что сэкономить ему не удастся.
В Петербурге можно найти приемлемую по качеству плитку по 12-30 евро за кв.м, стоимость товаров среднего сегмента составляет 30-45 евро за кв.м. Ценовой диапазон продукции VIP-уровня неограничен: стартуя с отметки 50 евро за кв.м, цена может достигать 2500 евро за кв.м и выше.
Очень важно помнить о том, что не каждый товар можно будет немедленно забрать из магазина. Как правило, дорогую керамическую плитку не хранят на петербургских складах, а ее доставка (например, из Италии) может занять больше двух месяцев.
На коробках, в которые упаковывается плитка, есть множество обозначений. На некоторые из них следует обратить особое внимание. Обязательно должно присутствовать указание страны-производителя: если надпись не очень ясная, то, скорее всего, товар родом из КНР. Иногда продукция декларируется как европейская, а на самом деле она произведена в Китае. Обо всем этом лучше расспросить продавца.
Необходимо также найти на упаковке данные о калибровке и тоне. Калибром называется разница между реальным и заявленным размером плитки, обозначаемая буквами или цифрами. Она может достигать нескольких миллиметров. Такое различие объясняется особенностями производства: плитка неодинаково сжимается при обжиге. Нужно проследить, чтобы калибр на всей купленной партии был одинаковым, иначе могут возникнуть проблемы при укладке. Тон обозначает оттенок конкретной плитки: он тоже должен совпадать на всех коробках. Здесь же можно найти такие показатели, как морозостойкость плитки, устойчивость к истиранию, перепаду температур, химическому воздействию и влиянию ультрафиолетовых лучей. Эти эксплуатационные характеристики и определяют предназначение плитки: будет ли она использоваться для стен или пола, на улице или в доме.
В некоторых случаях необходимо обратить внимание на еще одну специфическую черту - так называемое "антискольжение". Причем не факт, что любая плитка с рельефной поверхностью будет автоматически обладать этим свойством. Антискольжение можно точно измерить, и данный параметр стоит учитывать тем, кто занимается облицовкой полов в фитнес-центрах и бассейнах. Экономия в данном случае может привести к плачевным результатам, то есть падениям и травмам.
Согласно закону о защите прав потребителей, если покупка чем-то не устраивает клиента, он может вернуть товар в магазин в течение двух недель. Исключение составляют только ситуации, когда оформляется специальный заказ: в этом случае плитка имеет индивидуальное назначение, поэтому стоит очень дорого и возврату не подлежит. Однако не нужно винить продавца, если в процессе укладки на одной из купленных плиток обнаружилась царапина. По международным нормам даже в партиях первого сорта допускается наличие 5% брака. Однако солидные петербургские салоны стараются не идти на конфликт с клиентами и обычно заменяют любую отбракованную ими продукцию.
Процесс выбора керамической плитки может стать легким и приятным занятием, если домовладелец имеет дело с качественной продукцией, представленной в широком ассортименте, и грамотными продавцами. Правильно подобранная коллекция, соответствующая характеру хозяина дома и общей стилевой тональности интерьера, вызовет лишь положительные эмоции и добавит в обстановку частицу мировой гармонии.
|