Доля малого и среднего бизнеса в премиях, собранных по имущественному страхованию, не превышает 20%
Страхование имущества - привилегия крупного бизнеса. Чаще таким полисом обзаводятся предприятия топливно-энергетического комплекса, добывающей промышленности, отраслей, где особенно высок риск аварий. Доля мелких и средних предпринимателей в общем сборе премий пока невелика. "Если оценить, то такая доля не превысит 20%", - считает генеральный директор по имущественному страхованию СК "Оранта" Артем Фролов. По его словам, это страхование вряд ли можно считать в полной мере добровольным. Чаще всего оно вынужденное - в силу требований лизинговых компаний или банков. Об этом же говорят и эксперты Московской страховой компании. "Малые предприятия страхуют в основном транспортные средства, реже имущество, при этом, как правило, по требованию арендодателя", - говорит заместитель генерального директора МСК Александр Федонкин. По его словам, по объемам страхования лидируют предприятия энергетики и строительной индустрии. "Это объясняется, во-первых, наличием большого количества опасных объектов, ответственность при эксплуатации которых необходимо страховать по закону, во-вторых, необходимостью кредитования бизнеса, при котором имущество в обеспечение кредитной задолженности передается в залог, а все заложенное имущество непременно страхуется", - добавляет он. Что же касается разработки конкретных предложений, то тут тоже немало трудностей. "Для малого бизнеса предложения по страхованию определяются сферой экономики конкретного страхователя, - уточняет Александр Федонкин. - Так, в сфере торговли комплексное предложение включает страхование недвижимого имущества, расходов, вложенных в его модернизацию, товарных запасов, ответственности и т.п.".
По мнению начальника аналитического отдела ОСАО "Ингосстрах" Ильи Богданова, страхование малого бизнеса - это главный потенциал роста страхования имущества юридических лиц. "Но, к сожалению, это один из самых "трудных" видов страхования, - добавляет он. - Для того чтобы страховщики смогли предложить предпринимателям удобные страховые продукты, необходима прозрачность малого бизнеса". Ведь страховщику для заключения договора страхования имущества всегда следует удостовериться в наличии у клиента страхового интереса, то есть интереса в сохранении застрахованного имущества. "Выходя из "тени", предоставляя финансовую отчетность, предприниматели формируют информационную базу, а страховщик, анализируя ее, может устанавливать адекватные тарифы и подстраивать страховые продукты под актуальные требования малого бизнеса", - уточняет Илья Богданов. По мнению Артема Фролова, развитие этого сегмента напрямую зависит от роста среднего и малого бизнеса в целом. "Только при укреплении этого бизнеса можно говорить о "страховой культуре" в отношении страхования имущества", - уточняет он.
|