Все больше строительных компаний выходят на рынок публичного размещения акций (IPO). Серьезные инвесторы приобретут акции только той фирмы, о которой известно все - активы, прибыль, имена владельцев. Но многие люди не примеряют на себя роль акционеров, а собираются купить квартиру и хотят знать хоть что-нибудь о продавце. Откройте газеты трехлетней давности и увидите там названия компаний, которые воспринимались как символ стабильности, но не выполнили своих обязательств. У них есть общая черта - закрытость.
Нами было опрошено свыше 20 компаний. Некоторые отказались предоставлять какую-либо информацию о себе. Несмотря на это, мы поместили их в наш ежегодный рейтинг, воспользовавшись данными из открытых источников. Говорят, что любимое чтиво японцев - сборники афоризмов и рейтинги. То есть тексты, которые вроде бы позволяют в концентрированной форме получить максимум информации. Оставим рассуждения о ценности афоризмов литературоведам и поговорим о рейтингах. Само это слово стало почти ругательным. Во всяком случае, подозрительным. Не может быть основанием рейтинга количество упоминаний в СМИ, иначе в прошлом году лидером была бы "Социальная инициатива".
Еще менее надежны конкурсы. Остаются некие параметры производственной деятельности. Цифры - упрямая вещь. Хотя и они легко поддаются манипулированию и интерпретации. Но, по крайней мере, эта методика допускает совершенствование. И остается надежда, что сухие факты помогут читателю сделать правильный выбор.
Имеется много соображений, которые ставят под сомнение практическую пользу нашего "рейтинга". Например, есть компании, которые просто строят за счет собственных и заемных средств (а также средств дольщиков). А есть такие, которые и сами возводят, и инвестируют в строительство объектов других компаний. Есть большие сомнения насчет того, можно ли квадратные метры, построенные компанией N, записать "на счет" компании-инвестора М, и в какой пропорции. В конце концов вместе со строительной компанией М тот же объект финансировала сырьевая компания L, банк К и просто хороший человек О. А они результаты своей деятельности в квадратных метрах не измеряют.
Делить графу "Объемы строительства" на две - "Объемы собственного строительства" и "Объемы инвестирования в объекты других компаний" - мы не стали, поскольку большинство компаний рассматривают свою инвестиционную деятельность как коммерческую тайну. Некоторые даже избегают формулировки "построено и инвестировано", предпочитая только "объем строительства".
С другой стороны, не слишком много пользы от такой графы, как "Количество объектов": объекты одних компаний представляют собой преимущественно "башни", у других это в основном трех-четырехподъездные дома - этажность и прочие параметры значительно различаются.
Под общим и весьма условным термином "строительная компания" объединяются предприятия слишком разные. Структура каждой организации настолько специфична, что делает невозможными простые схемы расчета эффективности вроде отношения прибыли к числу сотрудников или количеству построенных площадей.
Они производят продукт под названием "дом", и на этом заканчивается то, что их объединяет. Унификация нереальна не потому, что и само слово "дом" слишком условно. Это, как сейчас говорится, разные "бизнесы".
Есть компании, для которых независимость от смежников возведена в абсолют: свой кирпич, свое стекло, цемент, техника, плитка и т. п. И это понятно: тот, кто хоть раз попадал "в лапы" монополиста, будет в дальнейшем руководствоваться одним-единственным соображением.
Есть компании, которые условно можно назвать "организаторами": они, практически не имея собственных профильных производств, успешно осуществляют проект за проектом. Очевидно, эти фирмы обладают неким ресурсом, неотразимым для десятков субподрядчиков.
Мы опросили свыше 20 компаний. Некоторые наотрез отказались предоставлять какую-либо информацию о себе, другие предоставили ответы лишь на часть вопросов. Мы им благодарны: они на верном пути. По крайней мере, получить многие из данных ответов еще три-четыре года назад было вообще немыслимо. Вероятно, в следующем году мы дополним таблицу вопросами о владельцах компаний, ее инвестиционной деятельности и другими.
Можно было бы расположить компании в алфавитном порядке и предложить читателям самим расставить их "по ранжиру". Хотя бы по степени открытости потенциальному потребителю. Но признаем, оправданность и этого подхода сомнительна. В Московском регионе довольно много фирм, которые не представляют о себе вообще никаких сведений (у них нет даже Интернет-сайта), но свои обязательства перед клиентами выполняют безукоризненно. Причины их закрытости вполне понятны.
Остается считать этот "рейтинг" попыткой дать систематизированные сведения о самых заметных московских компаниях.
|