Как правило, сразу после того как решение купить земельный участок созрело, возникает вполне закономерный вопрос - с чего же начать? Ответ самый простой: с начала, а именно c оформления земельного участка, т.е. со сбора документов на землю и на жилой дом, если таковой имеется в наличии.
Покупка земельного участка - это сделка купли-продажи недвижимости.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, объектом купли-продажи являются только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. В результате ваш участок перестает быть простым клочком земли, ничем не отличающимся от клочка соседа, так как получает характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других земельных участков и к тому же приобретает собственный кадастровый номер.
Для проведения кадастрового учета нужно подать в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на покупку земельного участка.
Подав заявку и все необходимые документы, можно спокойно ждать целый месяц. После вы получите удостоверенную кадастровую карту (план) вашего участка.
Кстати, длительное время ожидания необходимого документа можно потратить на сбор многочисленных бумажек, которые в будущем понадобятся для госрегистрации сделки. Об этом чуть позже.
Когда ваш участок получил утвержденные идентифицирующие его параметры, можно приступать к составлению договора, который можно составить и заверить у нотариуса.
В договоре указывается следующая информация:
паспортные данные продавца и покупателя;
описывается земельный участок в точном соответствии с выданным кадастровым планом, а именно: наименование, местоположение, площадь участка, кадастровый номер, категория земель, разрешенное использование.
Жилой дом также описывается полностью:
на каком основании принадлежит продавцу недвижимое имущество и какими правоустанавливающими документами это подтверждено.
цена договора.
Кроме того, указываются условия передачи денег и имущества, а также срок представления договора на государственную регистрацию прав и сведения о том, кто оплачивает регистрационный сбор.
обременения земельного участка и его ограничения (если таковые имеются).
При составлении договора о продаже или покупке земельного участка или дома надо учитывать, находится ли земельный участок или жилой дом в общей собственности (в собственности двух или нескольких лиц). Для распоряжения таким имуществом законом предусмотрен особый порядок.
Государственной регистрации подлежит как договор купли-продажи жилого дома с земельным участком, так и переход права собственности от продавца к покупателю.
Для регистрации договора о продаже или покупке земельного участка надо предоставить следующие документы:
Заявление о государственной регистрации;
Документ, удостоверяющий личность заявителя или нотариально удостоверенная доверенность (в случае, если заявитель является доверенным лицом);
Платежный документ о внесении госпошлины за государственную регистрацию (подлинник и копия);
План земельного участка (выписка из кадастрового плана земельного участка), удостоверенный органом кадастрового учета.
Документы, представляемые продавцом и покупателем:
договор (совершенный в простой письменной форме или нотариально удостоверенный);
согласие супруга (супруги) на совершение сделки (нотариально удостоверенное).
Документы, представляемые только продавцом:
Документ, подтверждающий права на земельный участок, являющийся предметом договора;
Свидетельство о государственной регистрации права на участок;
Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по уплате налогов на имущество.
В случае, если земельный участок приобретается вместе с домом, то дополнительно необходимы следующие документы:
Свидетельство о государственной регистрации права на дом (если он есть);
Правоустанавливающий документ на дом;
Справка из БТИ о стоимости для купли-продажи дом;
Технический паспорт на дом или регистрационное удостоверение (в БТИ)
Акт приемки дома в эксплуатацию;
Если дом не достроен, в БТИ берется справка на незавершенное строительство и в Управлении архитектуры района разрешение на застройку;
Выписка из домовой книги или справка об отсутствии зарегистрированных лиц (если в доме никто не прописан).
Следует помнить, что в каждом конкретном случае существуют свои нюансы, которые требуют сбора и подготовки дополнительных справок.
Государственную регистрацию осуществляют не позднее месяца со дня подачи заявления и других оговоренных документов. В течение этого срока проводят правовую экспертизу документов, и если есть основания, предусмотренные законом, то государственную регистрацию могут приостановить.
Важно помнить, что при совершении сделки купли-продажи участка продавец или покупатель не может изменить его целевое назначение и режим использования земель (санитарно защитные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного значения, а также право проезда по участку, технического обслуживания или ремонта зданий, сооружений, наземных и подземных коммуникаций и другие условия использования).
|