На майские праздники Россия традиционно открывает дачный сезон. На протяжении следующих четырех-пяти месяцев миллионы людей каждые выходные будут прилежно отправляться на свои участники, заниматься там тяжелым физическим трудом, а в воскресенье вечером уставшими, но почему-то довольными возвращаться в город. Дача - средство для выживания или предмет роскоши? Чем она так дорога для жителя нашей страны?
Со своей грядки
Наша страна - страна дачников. Согласно данным фонда "Общественное мнение", дача есть у 43 процентов горожан. При этом большинство хозяев не просто формально владеют своими участками, они действительно туда ездят. Опросы ФОМ свидетельствуют, что регулярно по выходным и праздникам в свои летние резиденции выезжают 44 процента дачников. Традиция проводить выходные на даче - всеобщая, она охватывает людей всех возрастов и социальных групп. "Дачник на выходные" - типичный средний россиянин, - отмечает ведущий специалист ФОМ Светлана Климова. - Особых отличий по социально-демографическим признакам у этой группы нет, разве что несколько чаще этот вариант ответа выбирают люди средней возрастной группы (36-54 года)". Еще десять процентов дачников проводят на своих участках весь отпуск, а 8 процентов и вовсе живут там подолгу или постоянно (в основном это пенсионеры).
Долгое время для многих людей дача, где выращивали все - от яблок до картошки, - была способом выживания. Продовольственная ситуация в стране изменилась, однако, по данным компании Romir Monitoring, до сих пор подавляющее большинство дачников - 82 процента - выращивают на своих участках что-нибудь съедобное. 63 процента опрошенных выращивают овощи-фрукты для домашних заготовок, три процента собирают урожай для продажи. Пятая часть дачников вскапывает грядки только для того, чтобы летом на столе были свежие овощи "со своей грядки". Еще одиннадцать процентов просто получают от копания в земле удовольствие.
Твой дом, твой двор
И все-таки объяснить любовь россиян к даче одним только продовольственным вопросом невозможно. Дача - это целая философия. Светлана Климова уверена, что дача заменяет горожанину дом - в смысле подвластного человеку пространства.
- Дача - это освоенная именно тобой территория, пространство, где чужой мир начинается не сразу, за порогом квартиры, а "свое" переходит в "чужое" постепенно: это твой дом, твой двор, твоя улица, твой дачный поселок... - говорит Климова.
По ее мнению, в дачном садоводстве и огородничестве мотив "прокормиться" неотделим от мотива "быть создателем своего мира". В эту картину вписывается даже такой непременный атрибут дачной жизни, как баня и шашлыки, потому что они обязательно предполагают компанию, но только ту, которую человек выберет сам.
По самоощущению, говорит Климова, дача близка к деревенскому дому, но в то же время дачное сообщество принципиально отличается от деревенского взаимоотношениями между людьми.
- На даче общение между людьми возникает на почве решения общих проблем: невозможно в одиночку отремонтировать дорогу или провести электричество, и они волей-неволей начинают кооперироваться, - объясняет она. - Между людьми складываются более или менее близкие отношения, но в отличие от деревенских жителей дачники - это горожане, имеющие навык анонимного общения. Они умеют поддерживать приемлемую для себя и для других психологическую дистанцию. На даче нет тотального социального контроля деревни: кто что делает, кто с кем дружит.
А большой знаток дач, продюсер программы "Фазенда" Маша Шахова полагает, что дача дает ощущение свободы.
- На своей земле всегда ощущаешь себя свободным, - говорит она. - Но раньше нельзя было быть собственником земли и было много ограничений: то не разрешалось сажать на участке садовые деревья, то разводить домашних животных. Сейчас этих ограничений нет. Хочешь - посади кукурузное поле или выращивай поросят, хочешь - выращивай цветы.
Феномен упорного физического труда в то время, когда вообще-то надо отдыхать, Шахова объясняет для кого-то экономической необходимостью, а для кого-то - въевшейся за годы привычкой.
- Но это характерно для старшего поколения, - подчеркивает она. - У молодых дачников такого практически не встретишь. Многие из них делают оранжереи, теплицы, грядки, но это больше от желания получить вроде бы экологически чистую продукцию.
Маша уверена, что чем дальше, тем дальше дачные трудовые подвиги будут уходить в прошлое. "Это не хорошо и не плохо, просто жизнь меняется", - констатирует она.
Дачи по рангу
Светлана Климова отмечает, что при советской власти обладание дачей было одним из символов жизненного успеха, или - что почти одно и то же - знаком принадлежности к важной государственной организации или элитному творческому союзу. В больших городах среди дачников выстраивалась собственная иерархия значимости дач и, соответственно, их владельцев, символами которой были характеристики дома и участка - близость к городу, расположенность рядом с лесом или водоемом, величина участка и качество отведенной под участки земли; размеры строений.
Очевидно, что в новое время функции дачи как "статусного маркера" не просто сохранились, но и усилились. Руководитель направления загородной недвижимости МИАН-агентства недвижимости Светлана Кондачкова говорит о трех основных группах дачных предложений на рынке. Первое - это привычные для большинства россиян садовые товарищества и дачные кооперативы. Характерные черты этих дач - большая плотность застройки, небольшие земельные участки от 6 до 8 соток и невысокая стоимость строительства дома.
Противоположный вариант - современные организованные дачные поселки, расположенные за 40 и больше километров от Москвы. В них есть система отопления и водоснабжения, удобный подъезд и охрана. Очевидно, что такие дачи предназначены не для выращивания огурцов-помидоров, а именно для отдыха.
Отдельная любопытная группа - дачи в так называемых стародачных поселках, то есть местах, где в советское время получали дачи ученые, высокопоставленные чиновники, творческая интеллигенция (например, Переделкино, Абрамцево, Мамонтовка, Малаховка, Валентиновка). Продают такие дачи достаточно редко, поэтому спрос на них довольно устойчив, а цены держатся на высоком уровне.
И все-таки, несмотря на огромные имущественные различия между владельцами шести соток и коттеджей и непохожий стиль отдыха, и тех и других объединяет некая дачная общинность и кооперация.
- Конечно, в коттеджном поселке никто не пойдет к соседке за семенами, - говорит эксперт по недвижимости, пожелавшая остаться неназванной. - Но там тоже происходит общение на почве решения каких-то общих бытовых проблем. Просто в садовых товариществах дачники должны заниматься всем сами, а в коттеджных поселках это делает управляющая компания, жители только сдают деньги. Нельзя сказать, что в коттеджных поселках люди в принципе меньше общаются друг с другом, чем в старых садовых товариществах. Но если где-то так и происходит, то дело здесь не в коттеджах, а в том, что люди вообще стали более острожными и недоверчивыми.
Комментарий
Лев Рубинштейн, поэт:
- Я думаю, по-настоящему сладка и полноценна дачная жизнь у того человека, который едет на дачу, где он учился ходить, катался на велосипеде, влюблялся. У дач есть своя мифология, есть целая дачная литература. Русская, а потом советская дача началась под звук топоров, которые вырубили вишневый сад. Там, если вы помните, потом построили дачи. А коттеджи - это новое явление, у них нет своей мифологии. Еще не выросли те люди, которые на этих стриженых газонах учились ходить.
Почему в нашей стране так много дачников? Изначально в советское время дачи заселяли бывшие деревенские люди, для которых близость к земле была чем-то глубоко нутряным, ностальгическим и очень важным. Свою жизнь в городе они воспринимали как вынужденную, чужеродную, а летом они как бы возвращались в свою кровную крестьянскую среду. В поздние советские годы, когда наступил продовольственный дефицит, для многих дача была просто спасением. Сейчас дача для кого-то - это вложение в недвижимость, а для кого-то, может быть, те самые детские воспоминания.
|