Добровольная секретность






В США Национальная Ассоциация Риэлторов (НАР) - самая известная у населения и одна из самых многочисленных организаций в стране. О существовании региональных и национальной организации риэлторов в России знают в основном профессионалы рынка. Остальные в лучшем случае что-то слышали, но наверняка не знают, чем эти организации могут им помочь в покупке или продаже недвижимости. И это неудивительно, поскольку российские общественные организации риэлторов, хотя и копируют внешние атрибуты американских ассоциаций (структуру, кодекс этики), принципиально не ориентированы на потребителя. Журналисты тоже мало интересуются ассоциациями риэлторов. Обычно название МАГР или РГР мелькает в прессе, когда комментарий о проблемах рынка дает один из их руководителей (среди которых немало авторитетных экспертов). При этом журналисты апеллируют к личному мнению данного эксперта. Информационные поводы ассоциаций часто скучны и однообразны - в основном это различные заседания и решения, которые даже не попадают в новостные ленты. Например, за весь 2005 год только обращение РГР к Президенту Российской Федерации вызвало интерес непрофильной прессы к позиции самой организации. В 2005 году на конкурсе "Золотое перо", который проводит МАГР среди журналистов, не удалось присудить премию "За освещение деятельности МАГР" из-за отсутствия такового освещения. Причина поистине всенародной популярности НАР США - самый мощный из доступных инструментов прямого поиска объектов недвижимости на рынке, который осуществляется через механизм мультилистингового сервиса (МЛС). Веб-сайт НАР, дающий доступ к базе МЛС, - один из самых посещаемых в мире. Если отбросить поисковики Yahoo! и Google и аукцион E-Bay, то с сайтом realtor.com, предлагающим на сегодня более 2 млн. объектов недвижимости, мало кто может соперничать в посещаемости. За каждым лотом стоит эксклюзивный брокер, а ответственность всех профессиональных участников сделки зафиксирована соглашением в рамках НАР. Именно через базу НАР, доступную на Интернете, большинство американцев начинает поиск нового дома. К ней же обращаются сами брокеры. У нас МЛС невозможен: членство в общественных организациях не индивидуальное, а корпоративное, то есть ни одна ассоциация не может гарантировать соблюдение участниками правил МЛС. Скажем, в Москве никому не приходит в голову искать квартиру на сайте МАГР или РГР - это чисто корпоративные источники. Хотя там есть ограниченные базы данных, но они не для поиска, а так... чтобы было. По сути, ассоциации риэлторов остаются клубами руководителей компаний. Естественно, что при таком подходе первую скрипку играют руководители крупнейших риэлторских корпораций, какие бы демократические основы ни были заложены в основу ассоциации. Хотя то и дело повторяется тезис, что членство компании в общественной организации - дополнительная гарантия для потребителя, но простой анализ модульной рекламы в газетах показывает, что только одна (!) фирма постоянно использует в ней логотип своей ассоциации. Это говорит о том, что клиенты пока не придают членству компании в ассоциации большого значения. Компании, ведущие интенсивную рекламу, известны потребителю гораздо больше, чем ассоциация, в которую они входят. Многие московские риэлторские фирмы не считают нужным вступать в ассоциации, причем среди них не только небольшие малобюджетные фирмы, но и некоторые крупные компании. Риэлторы предпочитают не вступать в реальные соглашения о распределении прибыли, а пытаются взять комиссию с обеих сторон сделки. Причем особенно в этом преуспевают именно крупные компании, способные на обширной базе своих эксклюзивов составлять разветвленные цепочки альтернативных сделок. И они не заинтересованы что-то менять, опасаясь, что индивидуальное членство осложнит внутрикорпоративное управление брокерами. Исключение - самодеятельные попытки разделить комиссию 50/50 в сфере найма квартир экономкласса. Но это, так сказать, "народная дипломатия": Однако ситуация меняется. Наиболее дальновидные руководители убеждены, что не надо ждать, когда вместо очереди клиентов образуется очередь из риэлторов. Они предлагают начать перестраиваться уже сегодня, закладывая основы мультилистинга и вводя индивидуальное членство.








на главную
Сайт создан в системе uCoz