В ожидании управления






В конце сентября в здании Правительства Москвы прошел экспертный семинар, посвященный выборам управляющих компаний жителями города. Семинар был весьма представителен, и участники его пытались решить действительно острые и актуальные вопросы, стоящие сегодня перед системой ЖКХ. Каковы же сегодняшние коммунальные реалии? Согласно опросу москвичей, проведенному фондом "Коммунальная культура жизни", новый ЖК вызывает как позитивные ожидания ("в случае гармоничного развития рынка услуг управляющих компаний обслуживание жильцов станет лучше"), так и многочисленные опасения, причем последних существенно больше. Немного статистики по результатам социологического исследования того же фонда, проведенного в июле 2005 года. Был задан вопрос: "по каким соображениям вы бы сделали выбор управляющей компании, если бы выбирали ее самостоятельно?" Результаты опроса выглядели следующим образом: 39% москвичей предпочли бы заключить договор с нынешним ДЕЗом, ибо они привыкли к их обслуживанию, а что будет с частниками - непонятно; 35,6% предпочли бы частную компанию, услуги которой будут стоить несколько дороже услуг ДЕЗа при том, что будет более качественное обслуживание; 22,2% предпочли бы самую дешевую фирму, которая оказывала бы все необходимые услуги с умеренным качеством, но дешевле нынешнего ДЕЗа, и только 2,8% заявили, что им нужно европейское качество, а цена для них большого значения не имеет. Еще один весьма показательный момент: на вопрос "как, по вашему, когда управляющая компания, которая обслуживает дома, будет выбираться по решению жителей дома?" 77% опрошенных ответили: "Неизвестно когда или никогда", "Где-то в течение трeх лет" - 12% и "в течение года" - 11 процентов. Таким образом, власти говорят о революционных изменениях в ЖКХ (в частности, это выражается в том, что в марте следующего года мы будем обязаны выбрать компанию, которая будет нашим жильем управлять, или нам ее просто навяжут сверху), а 89% москвичей об этом не знают или просто не хотят думать. Сей печальный факт обуславливает как растерянность властей, так и законодателей. Семь раз проверь - один выбери Для власти основной вопрос следующий: каковы будут формы участия городской власти в организации и регулировании процесса выбора управляющих компаний населением, а, главное, контроля за их работой в условиях, когда большинство нашего населения вообще не хочет кого-либо выбирать. Единой позиции среди участников семинара здесь не было, скорее, была очень активная дискуссия. Позиции высказывались разные. Например, что если собрание жильцов выберет компанию-аферистку (а таких на нашем рынке, несомненно, должно появиться немалое количество), то власть за это не должна нести никакой ответственности - на это есть суды, и совет таким гражданам весьма прост: прежде чем выбрать управляющую компанию, соберите информацию: где, кем и как она уже управляла. Собственно, так и происходит во всем мире. ДЕЗ всему голова? На противоположную позицию встал генеральный директор Института экономики ЖКХ Игорь Бычковский. По его мнению, необходимо оставить ДЕЗы как органы административной власти, которые будут и заказчиками, и защитниками населения. А вот управляющие организации будут выбираться на конкурсных началах, работать с ДЕЗами как субподрядчики, и взаимоотношения с ними будут строиться по классическим рыночным механизмам. Это заявление прокомментировал директор направления "Городское хозяйство" института "Фонд экономики города" Сергей Сиваев. По его мнению, если даже жители выберут в качестве управляющей компании свой ДЕЗ, который будет коммерческой организацией, то отношения с этой организацией будут уже совершенно иными: ДЕЗу, переквалифицировавшемуся в управляющую компанию, придется отчитываться перед жильцами за каждую потраченную копейку. Впрочем, он также признал, что люди к реформе совершенно не готовы, переходный период продлится минимум пять-семь лет, и контроль власти необходим. Дело только в формах этого контроля. Таким образом, проблема была заявлена, но консенсуса найдено не было. Должностная инструкция для компании Весьма неожиданным и очень интересным было выступление исполнительного директора Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) Игоря Башмакова, который задал всем присутствующим очень простой вопрос: а что такое "хорошая" управляющая компания, и по каким параметрам мы эту "хорошесть" оцениваем? По его мнению, необходимо составить основные типовые договора с потенциальными управляющими компаниями, в которых будет четко прописано, каковы именно их обязанности, за что они отвечают, а за что не берутся отвечать категорически и, естественно, прописаны штрафные санкции в случае невыполнения компаниями их обязанностей. Сегодня таких четких критериев практически ни у кого нет. Депутат Мосгордумы Дмитрий Катаев, согласившись с последним заявлением, заявил также, что нужно будет сделать юридически более грамотной процедуру общего собрания жильцов при выборе компании, ибо на настоящий момент, по его данным, решения девяти из десяти таких собраний, прошедших на сегодняшний день, юридически можно оспорить. В поисках информации В чем все участники семинара были едины, так это в том, что нужно организовывать действующие на постоянной основе бесплатные семинары, конкурсы среди управляющих компаний, а также разъяснительную работу в СМИ. На сегодня, конечно, существует горячая линия Фонда "Коммунальная культура жизни", несколько таких семинаров, но все это даже по меркам Москвы - капля в море. А в регионах не существует и этого. Деньги на социальную рекламу выделены, но кто и как ее будет делать - неизвестно. Так что, ограничится ли эта реклама очередной серией биллбордов с призывами народонаселения к активности или реально полезной повседневной работой - пока непонятно. Р.S. На семинаре выступил председатель ТСЖ "Покровка", организованного из МЖК в девяностые годы. То, что он говорил, могло вызвать законную зависть многих москвичей: порядок в ТСЖ образцовый, парк в районе, раньше считавшемся проблемным по экологии, они разбили такой, что теперь весь район туда гулять ходит. Говорилось и о том, как они сами не первый десяток лет своим имуществом управляют - так и управлять собираются. А предлагаемые "ультрареволюционные модели управления" они уже используют в своей повседневной жизни не первый десяток лет. Таким образом, по его заявлению, если жильцы соберутся и действительно захотят грамотно распоряжаться своим имуществом, то делать они это смогут, и смогут хорошо. Ну, а если не захотят - тогда, как писалось в одном бессмертном произведении, "за них управится" кто-нибудь другой".








на главную
Сайт создан в системе uCoz