Нужны ли Москве рынки?






В советскую эпоху колхозные рынки были единственной уступкой капитализму, на которую вынуждены были пойти власти. В начале 90-х возник столь острый дефицит торговых площадей для реализации турецких и китайских товаров, хлынувших в клетчатых сумках на спинах "челноков". Тогда же стали появляться и продовольственные рынки, кокетливо именовавшие себя "оптовыми". Чаще всего под них отводились пустующие площади организаций и предприятий, стадионы и земля, по какой-то причине не занятая гаражами. Налоги от потребительского рынка дают 21% доходной части городского бюджета. Но могли бы давать гораздо больше, если бы значительная часть оборота малого бизнеса не оставалась в тени. По мнению городских властей, основной ущерб бюджету наносят именно вещевые и продовольственные рынки. Действительно, предприниматели не часто балуют покупателей кассовыми чеками, в лучшем случае выписывая товарный чек, который практически никогда не проводится через бухгалтерию. Рынки являются главным плацдармом для сбыта некондиционных и контрафактных товаров, они резко ухудшают криминальную обстановку в прилегающих районах. И наконец, контейнерно-палаточная торговля не соответствует имиджу столицы как европейского города, к которому стремятся московские власти. Вполне естественно, что возникла идея постепенно избавить Москву от очагов стихийной торговли. Рынков станет меньше в 10 раз Если в 2005 году по решению столичных властей были закрыты 22 рынка, то в 2006 году предполагается закрыть не менее 70. В 2002 году, по оценке компании "Магазин магазинов", в Москве работало 240 рынков, сейчас их примерно 120. Значительную долю закрываемых рынков предполагается превратить в торговые центры. Среди "священных коров" стихийной торговли, которых решено пощадить, в компании Astera назвали "Рижский", "Лефортовский", "Измайловский" и "Москворецкий" рынки. А цель поставлена революционная: оставить не более 23 рынков. Это более чем десятикратное сокращение по сравнению с 2002 годом. И эта перспектива уже не за горами, что заставляет участников рынка торговой недвижимости внимательно изучать инвестиционные возможности высвобождающихся площадок. Несмотря на всю масштабность программы реконструкции рынков, этот процесс пока не очень сильно влияет на расстановку сил в столичном ритэйле - рынки по-прежнему на коне. Москва занимает лидирующие позиции в стране по объемам торгового оборота (26%). Правда, ее доля медленно снижается за счет развития торговой и инвестиционной активности в регионах. В частности, в 2005 году было открыто более 400 так называемых магазинов шаговой доступности - еще одна программа, которую продвигают городские власти. Косвенным отражением борьбы за сердце низкобюджетного покупателя, который лишается привычных рынков, стала основная конкурентная стратегия сетевых операторов: стремление заявить о самых низких ценах. Это проявилось не только в характере рекламных кампаний и беспрерывных распродажах, но и в открытии многочисленных дискаунтеров (сейчас их действует в городе около 300). Такой же рынок, только под крышей Марти Уилан, директор по развитию компании Astera group, считает, что будущее за концептуальными торговыми центрами, спрос на которые постоянно растет, даже несмотря на появление на рынке больших объемов новых торговых площадей. В настоящее время 98-100% площадей, предлагаемых в таких центрах к аренде. Между тем до концепции в большинстве ТЦ, возникающих на месте рынков, дело не доходит, либо это концепция самодеятельная. Причина, по мнению Марти Уилана, в том, что инвесторы (это могут быть как собственники закрываемого рынка, так и другие компании) очень редко обращаются к профессиональным консультантам, полагаясь на собственный опыт. Такая позиция часто неоправдана, поскольку компетенция в вопросах организации рынка с трудом переносится на современный торговый центр - это совершенно разные модели бизнеса. Вопросы, которые при этом обычно остаются за кадром, - максимально эффективное расположение крупных арендаторов и грамотная организация клиентского трафика. В результате, по мнению нескольких участников рынка, пожелавших сохранить инкогнито, уже построенные на месте закрытых рынков ТЦ являются на сегодня не самыми качественными предложениями для арендаторов. Зачастую новые центры остаются где-то между двумя несовместимыми формами торговли - на полпути к успеху. "Как правило, торговые центры на месте закрытых рынков становятся успешными благодаря хорошему местоположению, интенсивным людским потокам и уже сформировавшейся покупательской привычке (ТЦ "Черемушки", ТЦ "Миллион мелочей" и др.), - говорит Сергей Колегов, генеральный директор компании Prime city properties. - Однако в случае, когда проект реализуется непрофессионально, без необходимого опыта в этой сфере, ТЦ становится неконурентоспособным".








на главную
Сайт создан в системе uCoz