Как организовать эффективную продажу недвижимости






В настоящее время, когда рынок недвижимости бьет рекорды по цене, у многих владельцев помещений возникает соблазн выгодно их продать. Например, многие собственники московских приватизированных производственных предприятий вместо хлопотного бизнеса по низкорентабельному производству либо сдачи бывших цехов в аренду предпочитают выгодно продать массивные производственные помещения и инвестировать часть вырученных средств на покупку либо в строительство более компактных помещений в Подмосковье для продолжения основного бизнеса. Подготовка объекта недвижимости к сделке Продажа недвижимости сильно отличается от реализации обычного товара (не зря сделкам с недвижимостью в Гражданском кодексе РФ посвящены отдельные разделы, а также имеется целый ряд специальных законов и огромное количество подзаконных актов). Достаточно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда у покупателей возникает разочарование в привлекательном на первый взгляд объекте недвижимости в связи с ужасающим состоянием правоустанавливающих документов. Например, в крупных городах зачастую ценность представляют не сами производственные корпуса, а в первую очередь земельные участки, на которых они находятся. Вопросам же надлежащего оформления земельных правоотношений обычно директорами предприятий уделяется очень мало внимания. На московском опыте можно сказать, что у многих приватизированных предприятий если даже существует оформленный под давлением ТОРЗа (территориальное объединение регулирования землепользования) или иных государственных структур договор аренды земельного участка, то достаточно часто его условия являются факторами, существенно снижающими привлекательность объекта в целом (например, короткие сроки аренды, наличие существенных ограничений, обременений либо специальных условий и обязательств, некоммерческое назначение использования участка и т. п.). Обычными на российском рынке недвижимости являются предложения по продаже недвижимости с несогласованными перепланировками либо переоборудованием, с неузаконенными пристройками и реконструкцией зданий, при наличии споров и правопритязаний в отношении недвижимости и т. д. При продаже комплексов производственных зданий зачастую правоустанавливающие документы имеются только на основные постройки. Особенно часто в состоянии самовольных либо неузаконенных построек функционируют находящиеся на территории предприятий ангары, хозяйственные пристройки, промливневые канализации и иные аналогичные вспомогательные объекты, требующие необходимых согласований и государственной регистрации. Указанные строения обычно включаются в состав продаваемого имущества, несмотря на то, что самовольная постройка не может быть продана и подлежит сносу за счет лица, ее осуществившего (ст. 222 Гражданского кодекса РФ). Конечно, многие выявляющиеся в ходе правовой экспертизы нарушения и неприятности устранимы. Но для этого обычно требуется несколько месяцев (иногда более года), что существенно снижает привлекательность объекта недвижимости в глазах покупателя, обычно не готового покупать здания с дополнительной головной болью в придачу и вполне логично стремящегося к тому, чтобы сделанные им инвестиции максимально быстро начали приносить отдачу. При этом покупатель обычно отдает себе отчет, что, взяв на себя решение проблем с приобретаемой недвижимостью, он фактически существенно увеличивает срок окупаемости проекта. Таким образом, выявленные в ходе правовой экспертизы нарушения и проблемы практически всегда уменьшают стоимость заключаемой сделки. Продавцу, желающему максимально выгодно продать объект недвижимости, необходимо сделать его в глазах потенциальных покупателей наиболее привлекательным и чистым (имеется в виду не только генеральная уборка, но и в первую очередь юридическая чистота правоустанавливающих документов). Тем более что все больше и больше иностранных инвесторов, обладая достаточными финансовыми возможностями и ресурсами, готовы при приобретении российской коммерческой недвижимости платить большеих российских коллег, но они очень щепетильны в вопросах юридической чистоты. В нашей практике имеется достаточно примеров, когда известные иностранные инвесторы отказывались от сделок по покупке недвижимости с интересным месторасположением, предпочитая им объекты с более привлекательными юридическими документами. Налоговая оптимизация Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что при сделках с коммерческой недвижимостью в России все менее и менее привлекательным является полукриминальный способ продажи коммерческой недвижимости с использованием наличных. Если же покупателем выступает известная иностранная компания или созданная по западным аналогам крупная российская организация, то сделки с оплатой "черным налом" практически исключены. Однако это не означает, что продавец недвижимости должен смириться с потерей в виде налогов существенной части причитающихся ему по договору денежных средств, которые он планировал использовать для реализации своих новых замыслов. Существует целый ряд предусмотренных действующим налоговым законодательством способов снизить налоговое бремя. При этом, безусловно, отсутствуют алгоритмы, пригодные на все случаи жизни. Укажем некоторые применяемые на практике варианты налоговой оптимизации, оговорившись, что они могут быть применены не всеми участниками рынка недвижимости и не во всех ситуациях. Так, например, если коммерческая недвижимость оформлена на юридическое лицо, участниками (учредителями) которого выступают физические лица, то наиболее целесообразным с точки зрения налоговой оптимизации является продажа акций (в АО) либо долей (в ООО) общества. В этом случае вместо уплаты НДС (18%) и налога на прибыль (24%) подлежит оплате только налог на доходы физических лиц (13%). Более того, если продаваемые акции либо доли находились в собственности продавца более трех лет, то он полностью освобождается от уплаты налогов (подробности применения имущественного налогового вычета изложены в ст. 220 Налогового кодекса РФ). Конечно, этот вариант оформления сделки является менее интересным для покупателя, который вместо приобретения непосредственно объекта недвижимости покупает акции (либо доли) организации, которая в свою очередь является собственником объекта недвижимости. В первую очередь у покупателей вызывает опасения история предлагаемой организации, поэтому часто при таком оформлении сделок осуществляется подробная предварительная аудиторская и юридическая проверка приобретаемой организации. Для повышения привлекательности для покупателя недвижимости этого варианта оформления сделки организации-продавцу зачастую необходимо провести предварительную реорганизацию, выделив отдельное юридическое лицо, в собственность которого (или другими словами, используя бухгалтерский сленг "на баланс которого") будет передан продаваемый объект недвижимости. Важно учитывать, что для применения указанной выше налоговой льготы будет учитываться не период обладания правом собственности на доли (акции) нового юридического лица (который может быть меньше требуемых для льготы трех лет), а срок начала обладания акциями (долями) первоначальной (реорганизуемой) организации. Нередко при продаже недвижимости в цепочке участвуют сразу несколько компаний, в том числе и юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивая 6% либо 15% (в зависимости от выбранного режима налогообложения). При этом особенно важным является учет специфики и условий применения того или иного правового режима налогообложения, нарушения которого чреваты серьезными штрафами, пенями и иными неблагоприятными последствиями (учитывая крупный размер совершаемых сделок). Например, необходимо учитывать, что согласно пп. 1 и 2 ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам, заключаемым между взаимозависимыми лицами, и при выявлении отклонения от уровня рыночных цен более чем на 20% вынести решение о доначислении налогов и пени (п. 3 там же).








на главную
Сайт создан в системе uCoz