Куда ушел турист?






Недостаток недорогих хороших отелей мешает России стать мировым лидером в индустрии путешествий Недостаток качественных гостиниц является одним из слабых звеньев отечественной туристической отрасли. Такие выводы содержатся в исследовании Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC). Вместе с тем, у России есть шанс стать одним из мировых лидеров в индустрии путешествий. Для этого государство должно правильно расставить приоритеты и довести стратегическое значение туризма до всех уровней исполнительной власти, а также населения. Дефицит гостеприимства Пока расходы российского правительства на поддержку туризма и путешествий оцениваются в 2,7% от общих расходов казны - эта сумма явно неадекватна нуждам быстро развивающейся отрасли. "Правительству важно выделить достаточные ресурсы для служб обеспечения потребностей девелоперских и туристических компаний, осуществлять необходимые капиталовложения в развитие базовых объектов инфраструктуры", - подчеркивают авторы отчета. Это необходимо для диверсификации туристических услуг, предоставления высокого уровня обслуживания и распределения выгод от турпотоков в стране. Специалисты утверждают, что крайне важно открывать для туристов новые регионы. Пока же туризм развивается менее чем на 20% территории нашей страны. До 90% иностранных туристов посещают Москву и Санкт-Петербург, иногда включая в программу пребывания Золотое кольцо - четырнадцать исторически значимых городов, расположенных вокруг столицы. Эксперты WTTC обращают внимание на настораживающую тенденцию: в последнее время въездной туристический поток сокращается. В 2005 году, по предварительным оценкам, спад составил 15 процентов. Заметим, что эти данные противоречат информации московского Комитета по туризму. Его представители утверждают, что количество визитов иностранцев в Москву по сравнению с 2,9 млн в 2004 выросло в два раза. Однако авторы исследования сомневаются в точности этих цифр. Ведь известно, например, что в Санкт-Петербурге, занимавшем в 2004 году верхнюю строку рейтинга наиболее посещаемых городов (3,1 млн иностранных туристов), в 2005 году было зафиксировано резкое сокращение числа визитов. Гостиницы Северной столицы испытывали недостаток гостей даже в традиционно высокий летний сезон. "Впрочем, официальные данные недостаточно показательны и должны интерпретироваться с осторожностью - визиты иностранных гостей в Москву и Петербург регистрируются только в случае их приезда напрямую из-за рубежа. Таким образом, турист, въехавший в страну через Москву и продолживший свой путь до Северной столицы любым внутренним транспортом из официальной статистики по городу исключается", - оговариваются авторы исследования. Слабое звено Одна из наиболее важных проблем, сдерживающих развитие туризма, - дефицит качественных и недорогих отелей. Особенно остро он ощущается в Москве. Более 50% гостиничных номеров страны (около 36 тыс.) сконцентрированы в столице. Но большинство из них расположены в гостиницах, построенных еще в советское время и с тех пор не реставрировавшихся, поэтому едва ли они соответствуют международным стандартам обслуживания. Характерным признаком дефицита отелей является их высокая загрузка и уровень цен на номера. Средняя заполняемость двенадцати ведущих московских гостиниц в 2004 году превысила 77% и, по предварительным оценкам, достигла 80% в 2005 году. Показатели среднесуточного тарифа номера гостиницы и дохода с номеров также резко возросли. Их повышение ожидается и этом году. По оценкам компании "Эрнст энд Янг", каждый номер класса люкс принес его владельцам в 2004 году более 56 тыс. долларов, или 300 млн долларов в год. Количество номеров среднего класса из-за массового сноса старых гостиниц будет уменьшаться и дальше. В настоящее время уже прекратили функционировать около 6 тыс. гостиничных номеров, еще 2,7 тыс. уйдет с рынка после сноса гостиницы "Россия". Это нанесет ощутимый удар по московскому туризму как в 2006, так и в последующие годы, заключают аналитики. Ситуация усугубляется еще и тем, что большая часть новостроек и реконструированных зданий в Москве с конца 80-х годов относится к четырех и пятизвездочным международным отелям, что объясняется возможностью инвесторов получить больший доход от вложений. Тем не менее, многие девелоперы и его считают недостаточно высоким. Ряд проектов в Москве, начатых как гостиницы, на стадии строительства были изменены на коммерческие здания в расчете на более быструю окупаемость инвестиций. ...в глушь, в Саратов! Вместе с тем, эксперты WTTC отмечают, что в последнее время заметно возрос интерес западных и российских инвесторов к регионам. В частности, группа "Аккор" относит Россию, наряду с Китаем и Индией, к числу приоритетных стран. Главные гостиничные сети среднего сегмента ("Ибис", "Бест Вестерн" и "Холидэй Инн") заявляют, что планируют экспансию в небольшие провинциальные города. Компания "Бест Вестерн" подписала в прошлом году франчайзинговое соглашение на десяток объектов в России, в основном в регионах. В общей сложности она планирует к 2025 году владеть 50 тыс. номеров в нашей стране. "Дельта Кепитал Менеджмент" и оператор "Рэдисон" приступают к строительству сети, включающей 50 трехзвездочных гостиниц. А "Интерконтиненталь" планирует создать свои сетевые отели в каждом крупном российском городе. По данным недавно опубликованного отчета Ernst & Young LLP о мировых тенденциях в гостиничной индустрии, перспективы развития отрасли в 2006 году остаются позитивными. Во всем мире прогнозируется уверенный рост в гостиничном секторе, причем в качестве лидеров выступают Китай и Индия. "Мы наблюдаем стремительное продвижение крупнейших международных гостиничных компаний на развивающихся рынках, в частности, в Китае, Индии и странах Восточной Европы. Новые программы развития нацелены на то, чтобы прочно закрепиться в этих регионах, где происходит бурный рост", - отмечает Майкл Фишбин, руководитель практики Ernst & Young в США по оказанию консультационных услуг компаниям гостиничного сектора. Страны Восточной Европы и Россия предлагают, пожалуй, наиболее привлекательные возможности для инвесторов и застройщиков, учитывая перспективы высоких темпов роста и дефицит гостиничного фонда в связи с открытием указанных рынков. "Наши специалисты на местах отмечают дальнейшее развитие девелоперской деятельности, включая сферу строительных проектов, - говорит г-н Фишбин. - Однако они отмечают, что нередко такая деятельность проходит в сложных условиях с точки зрения налоговых последствий, соблюдения законодательства и прочих сопутствующих затрат. Для представителей гостиничного бизнеса, нацеленных на обеспечение максимальной выгоды для акционеров, получение полного представления о характере рисков, связанных с новыми проектами, особенно на развивающихся рынках, имеет особую важность".








на главную
Сайт создан в системе uCoz