Двухэтажная Россия






В России стало на одно министерство больше: указом Президента РФ образовано Министерство национальных проектов. Его полномочия можно назвать чрезвычайными. Зачем понадобилось новое ведомство и как оно собирается продвигать проект "Доступное жилье - гражданам России", КДО рассказал первый заместитель министра национальных проектов, руководитель направления "Доступное жилье" Андрей КУПЦОВ. - Андрей Савельевич, зачем понадобилось создавать новое министерство? Разве у нас и без того мало различных советов и рабочих групп, в частности, по жилищной программе? - Действительно, обсуждение реформы ведется на всех уровнях. Но речь идет в основном о законодательстве. Между тем главное сегодня - не теоретические изыскания, а усилия исполнительной власти. К сожалению, сейчас появилась тенденция, когда отдельные ведомства и субъекты Федерации пытаются заткнуть дыры, используя бюджетные вливания, направленные на структурную перестройку. Именно поэтому национальные проекты было решено выделить в отдельный блок. Хочу подчеркнуть, что основная задача министерства - это реализация конкретных программ. - Что намечено сделать в жилищной сфере? - В нашем портфеле несколько проектов. Но самый масштабный из них - "Двухэтажная Россия". Достаточно сказать, что только в 2006 году на него намечено потратить из бюджета 140 млрд рублей, и это, не считая частных инвестиций. Россия вступила в эпоху постиндустриального развития, и пора перестать загонять ее в прошлый век. США пережили этот этап в 70-х годах, страны Западной Европы - чуть позже, в 80-х. В Китае тоже сегодня наблюдаются схожие тенденции. Если говорить о жилищной сфере, то это ярко выраженные центробежные тенденции: городское население активно переезжает из городов в пригороды. Для России актуальна и еще одна задача: поднять качество жизни в регионах страны, чтобы затормозить миграцию в Московский регион. - Что конкретно намечено сделать? - Для начала мы определили девять городов, вблизи которых будут создаваться крупные современные жилищные кластеры, которые будут иметь плотность населения, характерную для сельской местности, но обладать полноценной городской инфраструктурой. Это то, чего в России просто нет. Вместо этого идет многоэтажная застройка городов-спутников, а это только выводит проблему на новый уровень. - Нашим читателям было бы, безусловно, интересно узнать о планах в отношении Москвы. - В пригородах столицы будут создаваться сразу три такие кластера на юге и юго-западе области в радиусе от 25 до 60 км от МКАД. Поскольку транспортная проблема является ключевой, работа начнется со строительства дорог-дублеров Киевского и Новорижского шоссе. - Это будут платные дороги? - Нет. Это наша принципиальная позиция. Мы планируем вернуть инвестиции исключительно за счет продажи площадок вдоль этих дорог для коммерческого строительства и их последующего налогообложения. Новые трассы будут начинаться в районе конечных станций метро. Но это еще не все, под полотном каждой из дорог пройдет ветка легкого метро, которая будет сопряжена с системой московского метрополитена. Пересадочные узлы будут модернизированы, там будут построены многоэтажные терминалы наземного транспорта и бесплатные перехватывающие парковки. - Какое жилье будет строиться в этих кластерах? - Мы не собираемся строить жилье. Наша задача - в создании инженерной инфраструктуры и подготовке участков. Вдоль скоростных трасс будут созданы крупные площадки для размещения объектов коммерческой недвижимости. За этой полосой будут жилые кварталы индивидуальной застройки, ограниченные насыщенной сетью внутренних дорог. Площадки будут продаваться со всеми коммуникациями: холодное водоснабжение, канализация, газ, телефон, кабельное телевидение. Централизованная система отопления создаваться не будет - это нерентабельно и резко повысило бы эксплуатационные расходы. Мы, опять же, не открываем Америки - это мировая практика. - Не возникнет ли наша традиционная хаотичная застройка? - Мы не собираемся навязывать типовые проекты. Но будут выдвинуты жесткие градостроительные требования: красные линии, этажность (не более двух этажей), расстояние до соседних участков. Бетонные и любые непрозрачные заборы со стороны фасада будут запрещены. Полоса шириной от 2 до 5 метров вдоль дороги будет оставаться в муниципальной собственности. Это позволит создавать там тротуары, высаживать деревья и газоны. Упорядоченности будет способствовать и равномерная нарезка участков. Пока мы видим такие благополучные ухоженные уголки только в кино. Но скоро, чтобы их увидеть, не надо будет включать телевизор или ехать за границу. Особое внимание будет уделено озеленению. - Будут ли в этих кластерах коттеджные поселки? - Нет, мы хотим идти вперед, а не назад. Наши коттеджные поселки - это уникальное явление в мировой практике. По сути, это резервации, в которые добровольно заключают себя состоятельные люди, поскольку у них просто нет выбора. Теперь такой выбор появится. Речь идет не о поселках в чистом поле за колючей проволокой, а о сплошной загородной застройке со всеми атрибутами городской жизни, включая инженерную и социальную инфраструктуру, школы, детские сады. Между тем несколько существующих коттеджных поселков попадут в зону застройки. Безусловно, они от этого только выиграют. - Все это звучит как утопия. Откуда на все это возьмутся деньги? И сколько их понадобится? - По предварительным оценкам, инфраструктурная стадия проекта потребует около 15 млрд долларов в течение пяти лет. Это только по Московскому региону. Но инвестиции начнут возвращаться, как только мы подготовим первые площадки. Градостроительный кодекс выдвинул красивую идею: муниципальные власти должны сами готовить площадки и предлагать их застройщикам. Проблема в том, что в крупных городах это невыгодно, а за их пределами у властей просто нет на это денег. Мы им поможем сдвинуть это дело с мертвой точки. Дорожное строительство будет финансироваться с помощью концессий, инженерные сети - за счет госгарантий по кредитам муниципальным образованиям. - Кому сейчас принадлежит земля в зоне будущего строительства? - В основном она находится в частной собственности. Есть также муниципальные территории, незначительная часть - в федеральной собственности. Могу сказать, что все собственники земли останутся довольны. Спросите жителей сносимых пятиэтажек, довольны ли они, когда получают новое комфортное жилье. Здесь будет аналогичная картина. - Москвичей из всего этого, наверное, больше всего волнует прозаический вопрос: сколько это будет стоить для них? И не скупят ли все спекулянты? - Вы опоздали, почти вся земля, пригодная для жилищного строительства в Подмосковье, уже скуплена незначительным числом крупных инвесторов. Сейчас у них начнутся тяжелые времена, поскольку мы в ближайшие годы предложим на рынок полностью готовые участки для 2-2,5 млн. домовладений - с готовыми документами и подведенными коммуникациями. Взвинтить цены на вторичном рынке тоже не получится, поскольку постепенно будут вводиться в оборот новые участки по тем же ценам. В зависимости от расположения сотка земли будет стоить от 10 до 50 тысяч долларов. Поскольку речь идет не о даче, а о строительстве основного жилья, это совсем немного. Даже продав квартиру в типовом панельном доме в Москве, можно будет претендовать на собственный дом гораздо большей площади со всеми удобствами и участком земли. Я убежден, что будущее - за двухэтажной Россией.








на главную
Сайт создан в системе uCoz