Октябрь начался с трагедии на стройке - пять человек погибли и трое получили ранения в результате обрушения лестничного пролета на стройплощадке торгового комплекса "Мега". В этой аварии, как и в большинстве подобных, виноваты спешка, низкая квалификация рабочей силы и некачественные стройматериалы, считают эксперты.
Если обрушения зданий, вызванные их ветхостью и аварийным состоянием (как это случилось с жилым домом довоенной постройки в Выборге, рухнувшим 9 октября), предотвратить невозможно - их можно только предвидеть, то авария на строящемся объекте - это катастрофа, которую можно предупредить. Аварии, подобные той, что произошла 1 октября на стройплощадке торгового комплекса "Мега", всегда имеют конкретные причины, и в большинстве случаев это брак. Брак в работе допускают и те, кто проектирует объект, и те, кто строит.
"Существует четкая взаимосвязь между квалификацией специалистов, участвующих в подготовке проекта и его реализации, и надежностью объектов. Чем ниже квалификация рабочих, тем большая вероятность возникновения различных аварийных ситуаций, как на строительных площадках, так и на объектах после завершения строительства, - говорит вице-президент Группы компаний "Конти" Вячеслав Тимербулатов. - Все обрушения или аварии являются результатом некачественной работы на каком-то из этапов возведения объекта, а также использования некачественных материалов. Обращение в малоизвестные проектные организации может также повлечь за собой различные проблемы, вплоть до обрушения здания".
Из-за ошибок в проектировании, как видно из диаграммы, происходит 9.3% обрушений. И хотя любой проект проходит государственную экспертизу, ошибки она не исправляет. "Экспертиза проводится на стадии проекта и отвечает за тщательность проведения оценки правильности условий проектирования и за уровень требований к представленной документации. Рабочую документацию, на которой проводятся детальные расчеты, она не проверяет. Экспертиза носит рекомендательный характер, а последнее слово остается за проектировщиком. За прочность и устойчивость зданий и сооружений, заложенных в проекте, ни экспертиза, ни госкомиссия не отвечают, - объясняет Владимир Ларионов, директор ЦНИИПСК имени Н.П. Мельникова. - Реальную ответственность за безопасность объекта несут те, кто его построил, - заказчик, проектировщик, строитель, а также эксплуатационник. Но даже сооружение, спроектированное в соответствии со всеми требованиями безопасности, может утратить эту безопасность на этапе строительства. Потому что сегодня заказчик выбирает подрядчика формально. Главный критерий - меньше заплатить. Такие важные моменты, как опыт строительства подобного рода сооружений, качество проектирования, техническая оснащенность, отходят на второй план или не учитываются вообще".
Самая распространенная причина обрушений (43%) - некачественное выполнение строительно-монтажных работ. "В процессе строительства одна марка стали заменяется на другую, то же касается цемента и кирпича, - говорит технический директор по технической диагностике группы компаний "Городской центр экспертиз" (ГЦЭ) Игорь Кокоулин. - Причем проектировщику о замене не сообщается - заказчик торопит, и спешка приводит к несоблюдению технологий строительного процесса".
По мнению Игоря Кокоулина, массовые обрушения зданий стали возможны из-за отсутствия системного государственного контроля в области строительства, которое ведут частные компании, Ростехнадзор жестко контролирует лишь строительство опасных объектов. Но беда в том, что при отсутствии контроля потенциально опасным может стать любой объект.
|