Требуется лидер






Рынок специалистов в области недвижимости в последние годы лихорадит. Российские инвестиционно-строительные компании готовы ставить перед собой самые амбициозные задачи, однако полноценному развитию этого направления бизнеса мешает дефицит грамотных девелоперов. Особенно это касается по-настоящему масштабных проектов. Подобные проекты в области девелопмента и строительства начали появляться лишь в последние два-три года. К ним можно отнести массовую жилищную застройку, коттеджное строительство, рассчитанное на 500 и более домовладений в поселке, а также коммерческие объекты типа "МоскваСити". Ряд московских инвестиционно-строительных компаний, таких как ООО "Комстрин" или "Новая площадь", сегодня участвуют в нескольких стройках. Каждый такой проект длится в среднем тричетыре года, поэтому на сегодняшний день ни одного полностью завершенного среди них еще нет. Трудности комплексного строительства Точечная застройка предполагает, что проект планировки уже сделан, осталось вписать проектируемый объект в существующий городской ландшафт. Здесь, по словам генерального директора компании "Комстрин" Максима Сотникова, работает только архитектор-проектировщик. При комплексном освоении территории нужна работа генпланиста, урбаниста, необходимо учитывать плотность застройки, количество жителей, как дети будут ходить в школу и т. п. В общем, нужна серьезная работа девелопера. Это повышает сложность проекта на порядок. "Отличие крупных проектов не только в сложности проектирования, но и в больших объемах инвестиций, существенных затратах по времени, необходимости координировать действия множества подрядчиков,- добавляет Евгений Фетисов, заместитель генерального директора компании "Новая площадь".- Такие проекты сложнее именно с точки зрения количества ресурсов, которыми вы управляете. В них участвуют несколько крупных подрядчиков, банков, обязательно серьезный продавец. Соответственно, такой масштаб определяет уровень возможных потерь и меру ответственности руководителя". Виновата молодость Именно нехватка специалистов, способных взять на себя эту ответственность и довести проект до успешного завершения, сегодня является одной из самых проблемных точек строительного бизнеса. "У компании сейчас есть и финансовые ресурсы, и хорошие проекты, только зачастую нет грамотного специалиста - управляющего проектом, который мог бы этот проект реализовать,- говорит Елена Данилова, руководитель направления "Недвижимость. Девелопмент. Строительство" компании "Империя кадров".- На рынке существует острый дефицит управляющих инвестиционными и девелоперскими проектами. Этот дефицит удовлетворяется за счет менеджеров, имеющих опыт управления мелкими проектами, или менеджеров из смежных областей". По словам Елены Даниловой, главная причина такого положения вещей заключается в молодости этого рынка. Нужного количества специалистов пока просто нет. С этим мнением соглашаются и представители строительно-инвестиционных компаний. Евгений Фетисов отмечает, что руководители проектов - это особая профессия, которой в советское время у нас в стране не существовало. До сих пор их также никто не учит. "Это одна из проблем нашего образования, у нас вообще плохо с обучением управленцев,- говорит он.- Поэтому пока нет прямого пути к такой специальности. Коммерческие структуры пытаются готовить этих людей собственными силами". Несколько иной точки зрения придерживается Максим Сотников. "Я бы не сказал, что речь идет о дефиците,- говорит он.- Талантливых людей в России всегда хватало, другое дело, что эта специальность у нас еще только начинает развиваться. Вот в смысле подготовки специалистов нам действительно есть над чем работать". По его словам, сейчас девелоперами работают бывшие строители, ученые (физики, математики, химики), финансисты. Поскольку рынок демонстрирует устойчивый спрос на таких специалистов, то, скорее всего, столичные вузы, такие как МИСИ и МАРХИ, уже задумались над этой проблемой. Вообще девелоперы бывают разные: ленд-девелоперы, которые специализируются на развитии земель, промышленные девелоперы, специалисты по многоквартирным домам и так далее. Это профессия, которая требует сочетания множества навыков: финансовых, юридических, строительных и даже художественных. При этом на Западе она существует уже многие годы. Учитывая привлекательность отечественного рынка недвижимости, не исключено, что на должность руководителей крупных проектов в ближайшем будущем будут приглашаться экспаты. Перекупить или вырастить У инвестиционно-строительных компаний есть два пути для поиска управленцев нужного уровня: либо их нужно искать на рынке труда, у конкурентов и в смежных областях, либо стараться растить в своей компании. Как правило, компании сочетают оба подхода. "Иногда собственники сами управляют крупными проектами,- комментирует Евгений Фетисов.- Многие пытаются искать талантливых людей внутри компании, иногда специалисты приходят со стороны заказчика. "Перекупка" у конкурентов также обычное явление, хотя я считаю, что это неэффективно, учитывая специфику этой должности". По его словам, на реализацию крупного проекта уходит обычно три-четыре года. В то же время на рынке есть люди, которые меняют работу каждые шесть месяцев, переходят из одной компании в другую. Это означает, что они бросают свои проекты, не доводя их до конца. Вряд ли такое приобретение окажется для нового работодателя большой удачей. "Как люди вырастают до этого уровня внутри компании? - уточняет наш вопрос Максим Сотников.- Начинают решать юридические вопросы, выходят на уровень согласования, постепенно переходят к самостоятельному ведению проекта. Несколько таких проектов - и человек получает статус руководителя. Главное, чтобы такой человек видел риски проекта и обладал определенным даром предвидения: что захотят люди через пять-десять лет". Елена Данилова считает, что человек, претендующий на должность руководителя проекта, должен иметь высшее строительное образование (ПГС), уметь разрабатывать концепцию проекта, подготавливать бизнес-план, отвечать не только за расходную финансовую часть, но и за доходную. При этом, хотя хорошее образование всегда высоко ценится на рынке, именно опыт работы имеет доминирующее значение. Компания может принять специалиста на работу в том случае, если у него уже есть успешно реализованный проект. "Мы сделали ставку на подготовку кадров собственными силами,- говорит Евгений Фетисов.- В настоящее время готовим к запуску стажерскую программу, куда будем приглашать молодых специалистов с начальным опытом работы. Подбирая людей на должности руководителя проектов, мы в основном ориентируемся на то, насколько тот или иной человек способен быть лидером, принимать решения. В конце концов если он не обладает всеми навыками в какой-то узкой сфере, ему всегда помогут советом специалисты". В очередь к хедхантерам "Конечно, такого сотрудника можно вырастить внутри компании,- соглашается Елена Данилова.- Но на это нужно время. А как известно, время - это деньги. Бизнес не может стоять на месте и ждать, когда специалист повысит свою квалификацию. Поэтому компании охотно сотрудничают с внешними провайдерами, предлагающими услуги поиска и подбора необходимых специалистов". Действительно, когда у компаний заканчиваются собственные ресурсы, они готовы обратиться к услугам хедхантеров. Гонорар за работу может доходить до размера 25% годового фонда заработной платы. "Направление девелопмента в будущем будет только развиваться. Соответственно, потребность в квалифицированных руководителях будет все больше. Думаю, дефицит управляющих проектами на рынке сохранится еще какое-то время: сколько нужно, чтобы появились новые специалисты, а существующие набрались опыта",- подытоживает Елена Данилова.








на главную
Сайт создан в системе uCoz