Здоровая традиция






Традиция строить деревянные дома пришла к нам из глубины веков. На Руси были избы, альпийские склоны украшали шале, а на скандинавских просторах строили добротные лафетные дома. Сегодня все они "разбрелись" по свету и превратились в основные стилистические направления деревянного домостроения. Русская красота Нашим предкам дерево обеспечивало надежные стены, многочисленные предметы быта и согревающий огонь в печи. Они ценили этот материал за его практические достоинства и красоту. В старину говорили, что дом из дерева "дышит" или, выражаясь современным языком, создает полезный для человека микроклимат. Сегодня наша жизнь далека от природы, но по сути своей мы мало чем отличаемся от наших прародителей. И дерево для нас - это проводник в загадочный и в то же время такой родной мир всего живого и естественного. Хороший деревянный дом при должном уходе живет до ста лет и почти не требует отделки. Он выразителен своей архитектурой и самобытен интерьером. Дереву свойственны утонченность цвета, разнообразие оттенков и богатство текстуры. Причем каждая порода дерева отличается своеобразием. К примеру, тополь, клен и карельская береза обладают удивительной декоративной текстурой - "птичий глаз". А у ореха, березы, клена и карагача встречаются наплывы, создающие живописное переплетение волокон, темных линий и атласный блеск. На Руси, в стране бескрайних лесов, где дерево было самым доступным материалом, сложились особенные традиции возведения жилья. Не только деревни и села, но и российские города оставались деревянными вплоть до ХVII в. Если не считать землянки с печью без трубы, бревенчатые стены которой вкапывались в землю и ей же засыпались, то все началось с избы. Или "истьбы", так ее называли раньше, от "истопки" - отапливаемой части дома с печью. Печь, конечно, хозяйка дома - чем она больше, тем теплее в доме. Неудивительно, что печь порой занимала почти четверть избы. На русском севере с его долгими студеными зимами дома строили просторные, часто двухэтажные. На втором этаже избы жили, на первом был подклет, служивший кладовой, здесь же зимовал молодой скот. Строились избы в основном из хвойных пород дерева: ели, пихты или сосны, которые легко ложились в сруб и не боялись непогоды. Сруб, связанный по углам специальными врубками, был основой избы. Чаще всего использовали врубки "в чашу". В верхнем поперечном бревне вырубался полуцилиндр, повторяющий профиль нижнего продольного бревна. Бревна соединялись таким образом, что концы их выступали за пределы сруба и хорошо предохраняли углы дома от промерзания. Русская изба отличалась от своих зарубежных братьев и сестер особенной конструкцией с выносом бревен, на которых держались крыльцо, балкончики и крыша. Впрочем, настоящие избы в русском стиле и по сей день строят именно так. В доме прорубали невысокие двери с порогом, так сберегали тепло. Окна тоже делали маленькими, чтобы света хватало только для работы. Полы настилали из половиц - половинок бревен, уложенных вдоль избы от двери к передним окнам - так они служили дольше, и мести было удобно. Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, кто победнее - клали на крышу щепу или дрань. В дело шла и солома, но совсем не из бедности, а из практических соображений. Соломенная крыша, политая жидкой глиной, была долговечнее, а главное, становилась несгораемой, как черепица. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого вырезали в форме конской головы, отсюда и пошло название "конек". Конской головой древний декор не заканчивался. На Руси любили украшать избы, да так замысловато, что только настоящему профессионалу под силу. И строительством и украшением занимались специальные артели плотников, которыми руководили опытные талантливые мастера, чьи имена иногда включались в тексты надписей на выстроенных ими зданиях. Фронтон украшали резными причелинами (резными досками, защищающими от влаги торцы кровли) и полотенцем (короткой резной доской, закрывающей стык причелин). Фасад - резными столбами и наличниками на окнах. Русская изба - самая нарядная из всех традиционных деревянных домов. Скандинавская основательность Красна наша изба и углами, и пирогами. А ближайшие соседи - финны - предпочли только пироги. Срубы у них такие же, как у нас, и крыши двускатные, на первый взгляд, финский дом от нашей избы и не отличишь. Но горячие финские парни никогда не стремились к украшательству - на первый план выходила добротность. Поэтому на их домах не увидишь ни наличников, ни лошадиных голов. Не стремились они ни к небу, ни под землю. Классический финский дом одноэтажный без мансарды и подвала, комнат может быть много, но потолки у них невысокие - не больше двух метров - так меньше средств уходит на отопление. В доме обязательно должно быть два входа, открытые веранды, много подсобок-кладовых и большая прихожая, чтобы было где поставить лыжи и сбросить громоздкую теплую одежду. Хоть красотой финские дома не блещут, опыт в строительстве у них грандиозный. В Финляндии до 50-х годов прошлого века почти все здания строились из дерева. Финны могут похвастаться самым большим в Европе деревянным офисным зданием Taipola - четырехэтажной конструкцией с подвальным этажом и парковкой на 250 машин. С опытом приходит желание развиваться, оттого финны первые начали использовать "вывернутый" клееный брус. "Вывернутый" - потому что при его производстве обычный брус распускается на две половины в продольном направлении, а потом эти половины под высоким давлением склеиваются сердцевиной наружу. Все трещинки, которые образуются при высыхании древесины, в этом случае остаются внутри. Своей технологией могут похвастаться и норвежцы, правда, не новой, а очень даже старой - проверенной временем, как говорится. Пришли к ней не от хорошей жизни. В свое время скандинавы жили очень бедно, приходилось экономить даже на древесине. Бревно протесывали с двух сторон по всей длине так, что внутренняя и внешняя стороны становятся практически плоскими. Получался своеобразный полубрус, который называли (да и сейчас называют) лафет. Остатки после этого незатейливого мероприятия называли горбыль и использовали для устройства полов и крыши. Весьма экономично, сегодня бы прибавили - экологично, особенно если учесть что в Скандинавских странах использовали стволы толстой северной сосны. Дома в норвежском стиле приземистые с небольшими окнами и темными, почти черными стенами. В первых норвежских домах отсутствовал не только второй этаж, но даже чердак, сама крыша покрывалась дерном и растущей травой, где нередко пасли овец и коз. Но все же традиционный норвежский дом можно узнать по массивным фронтонам (завершение фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания). Фронтон норвежцы делают не из досок, как это принято у нас, а из бревен, круглых или лафетных. Соответственно конек и слеги (горизонтально положенные бревна, образующие подкровельную конструкцию) должны быть такими же мощными. Это цельные бревна диаметром не меньше 320 мм, прочно врубленные во фронтоны. Такая конструкция выдерживает любой кровельный материал, вплоть до самых "тяжеловесных" - из керамической черепицы и натурального камня. Ко всему прочему дарит дому оригинальные высокие потолки и неповторимый, внушающий доверие вид снаружи. Но это в том случае, если в доме подразумевается мансардный этаж. Альпийская утонченность Рядом с такими богатырями традиционное альпийское шале смотрится легкомысленно. На самом деле, несмотря на свое изящество, свойственное всему, что имеет французские корни, это вполне добротное жилище. Кажется, что история всех дорогих французских вещей начинается с пастухов. Один забыл головку сыра, она заплесневела, в итоге получился элитный голубой сыр. Другой построил себе добротную лачугу и спасался там от суровой непогоды вместе со своими горными козочками - получился дом в стиле альпийского шале, построить который сегодня могут позволить себе только состоятельные люди. Отличительная особенность шале - приземистая крыша, чаще всего четырехскатная, с широкими вылетами за периметр дома, образующими просторные террасы, с мансардой и далеко выступающими балконами. Сейчас нам кажется это эстетикой. Но вся это красота появилась по вполне практичным причинам. Хижина (именно так шале переводится с французского) должна была обеспечить безопасность своему хозяину на горных склонах Альп. Нависающая над стенами покатая крыша защищала дом от лавин и других стихийных катаклизмов. Цокольный этаж был каменным для защиты от влаги и холода, остальные этажи строились из дерева, как правило, из лиственницы или сосны. Выходящие за периметр здания в пространство долины террасы увеличивали полезную площадь - дефицит для горной местности. Сейчас на них обычно оборудуют барбекю или устраивают "летний дворик", где можно собираться всей семьей для трапезы. В горах строить трудно, да и строительный материал доставлять сложно, поэтому традиционное шале обходится без излишеств, в том числе и декоративных. Разве что промелькнет иногда задорная резьба на перилах балконов. Или венок из луговых трав на двери - это чаще. Когда-то в Альпах существовало поверье, что венок, прикрепленный над входной дверью, отпугивает злых духов и является оберегом от сглаза. Собранный из семидесяти семи альпийских лечебных трав и цветов, он освещался на Успенье в церкви и только после этого водружался на свое место. Но главное украшение и признак стиля шале - потемневшая от времени, грубая текстура сучковатой древесины. В отличие от финского и норвежского домов, альпийское шале сложно сравнивать с русской избой. Здесь даже печи нет, а центром композиции является камин. Но сравнивать, наверное, и не стоит. Каждый стиль по-своему хорош, у каждого своя история. И мы можем выбирать то, что нам по душе.







Сайт создан в системе uCoz