Волшебная сила искусства






Сделано в Подмосковье Окрестности Москвы, ближние и дальние, всегда были любимы отечественными мастерами кино. География съемок в их пределах столь же разнообразна, сколь и жанры произведений. Но есть места, чья сценическая судьба особенно удачна. Например, Дубна, где в конце 30-х годов прошлого века Григорий Александров снимал знаменитую кинокомедию «Волга-Волга» с Любовью Орловой. По словам Василисы Баженовой, руководителя проекта «Гагаринлэнд», «Девять дней одного года» Михаил Ромм снимал в лаборатории ОИЯИ, в гостинице «Дубна», в коттедже на Черной речке, а также на улицах города. Некоторые фрагменты фильма «Крестоносцы» и нашумевшей «Бригады» также снимались в Дубне. В небольших подмосковных городах сохранились уголки истинного русского быта, которые так необходимы режиссерам для съемок исторических лент. Например, в Наро-Фоминском районе много построек дореволюционной поры. Так, Петровская районная больница №3 на две недели стала съемочной площадкой для сериала Юрия Грымова «Казус Кукоцкого». А под Можайском, в районе Бородино, были сняты сцены знаменитой киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Марфино, что в 38 км от МКАД по Дмитровскому шоссе, привлекает кинематографистов своими живописными местами. Алла Аксенова, PR-директор агентства недвижимости DOKI, напомнила, что здесь, недалеко от усадьбы Голицыно, где протекает река Уча, были сняты известные фильмы «Веселая вдова», «Женщина, которая поет» с Аллой Пугачевой в главной роли, позже снимался фильм «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова. Она же рассказала о том, что съемки недавнего фильма Павла Руминова «Мертвые дочери» проходили, помимо жилых районов Солнцево и Лефортовского парка, на свалке завода Вторчермет и на частной бойне в деревне Вороново. Атмосферу хоррора режиссер сумел создать даже в обычной музыкальной школе в Новопеределкино, среди биологических пособий и портретов классиков на стенах. Очень популярен и район Коломны, где было отснято около семидесяти фильмов. В частности, «Коля-перекати поле» Николая Досталя и «Бумер» Петра Буслова. Андрей Тарковский делал «Зеркало» в Рузе, а сцены из «Соляриса» – под Звенигородом. В Липках Павел Лунгин снимал «Свадьбу». В подольском ледовом дворце «Витязь» в 2004 г. ставили знаменитый боксерский поединок из фильма «Бой с тенью»; в том же городе разыграли и продолжение этой боксерской драмы. По сведениям Нины Резниченко, руководителя департамента загородной недвижимости IntremarkSavills, два года назад в поселке им. Герцена (деревня Кубинка) был снят фильм Кати Шагаловой «Собака Павлова». А территория базы отдыха «Электрон» в районе живописного берега Истринского водохранилища фигурирует в замечательной художественной картине «Портрет жены художника». Кони, люди В поселке Калининец неподалеку от подмосковного Голицыно в распоряжении «Мосфильма» вообще имеется уникальный кавалерийский полк. Здесь настоящие призывники проходят срочную службу, увольняясь в запас кавалеристами-мотострелками. Естественно, полк этот считается «блатным»: здесь во множестве служат дети известных в кино личностей, зачастую попутно осваивая актерское ремесло. Именно за время службы в заправских наездников превратились Федор Бондарчук, Николай Еременко, Сергей Жигунов, Игорь Скляр. Полк был создан в 1962 году по настоянию папы одного из будущих «солдат», Сергея Бондарчука, специально для съемок грандиозных батальных сцен «Войны и мира». С тех пор без 11-го Отдельного не обходится практически ни одна съемка фильма о войне, да и просто картины, где есть сцены с лошадьми. В распоряжение творцов экрана поступают кони всевозможных мастей и пород: буденновской (самой популярной), донской, орловской, тракененской, англо-русской, рысистой, кабардинской, русского тяжеловоза. А также специально обученная обращению с животными массовка в лице все тех же призывников. На сегодняшний день кавалерийский полк является своего рода монополистом в данной области. Он принимал участие в создании практически всех шедевров нашего кино, в которых фигурируют лошади: «Служили два товарища», «Неуловимые мстители», «Белое солнце пустыни», «Дерсу Узала», «Звезда пленительного счастья», «Эскадрон гусар летучих», «О бедном гусаре замолвите слово», «Гардемарины, вперед!», «Ермак» – всего до девятисот фильмов. За помощью сюда обращались и иностранцы, они снимали «Петра Великого». Ну а среди последних лент – «Сибирский цирюльник», «Тайны дворцовых переворотов», «Теплые ветры древних булгар». Утомленные съемками В последнее время, помимо драм, мелодрам, боевиков и комедий, в Подмосковье все чаще стали снимать сериалы. Так, «мыло», в котором промелькнуло наибольшее число роскошных особняков, называлось «Рублевка. Live». Среда обитания власть имущих как магнитом притягивает деятелей кино, TV и шоу-бизнеса. В фильмах, сериалах и многочисленных клипах то и дело мелькают бутики Luxury Village, торговый центр Dream House. Совсем недавно в парке на Рублевке прошли съемки психологического триллера «Чизкейк», которому еще предстоит выйти на экраны. А в антикварном салоне недалеко от дачи Ельцина снимался восьмисерийный телевизионный фильм «Место под солнцем» с Анастасией Волочковой в главной роли. «Из подмосковных стародачных мест имеет смысл упомянуть Николину Гору, где проходили съемки оскароносного фильма Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем», – рассказывает Татьяна ван Граафайланд, PR-директор Sesegar Group. – Натура для фильма была выбрана не случайно: на Николиной Горе проживает не одно поколение клана Михалковых-Кончаловских». Но обычно для съемок используются все-таки нерублевские особняки, которых много и на других направлениях. Там можно найти дома, порой больше подходящие для съемок и при этом стоящие значительно дешевле, замечает Иван Потапов, ведущий консультант департамента загородной недвижимости компании Paul's Yard. Вот и «Утомлённые солнцем-2», по сведениям Василисы Баженовой, в начале июня этого года снимались уже в лесу недалеко от города Голицыно (Минское шоссе). Кстати, местные жители были очень недовольны состоянием лесной поляны после съемок. В местной прессе писали, что съемочная группа не убрала ни использованную бутафорию, ни просто мусор… Стоп! Снято! Учитывая рассказанное выше, неудивительно, что владельцы особняков очень настороженно относятся к предложениям сдать дом для съемок. Иван Потапов отмечает, что с киношниками работать сложно – на их условия хозяева коттеджей соглашаются крайне редко. «Обычно нужен роскошный объект на короткий срок, на который дорогие дома в аренду практически не сдаются, – говорит он. – Кроме того, хозяева понимают, что амортизация, или износ дома, в процессе съемок значительно выше, чем даже при длительной аренде. Поэтому даже если удается найти таких владельцев, которые готовы сдать свой дом для работы над фильмом или сериалом, то цена на него моментально возрастает в два, а то и больше раз по сравнению с арендой этого объекта для простых клиентов». «В нашу компанию достаточно часто поступают предложения о проведении съемок различных сюжетов для телевизионных фильмов на территории наших объектов, – рассказывает Юрий Синяев, директор по маркетингу Группы компаний «Конти». – Однако в момент принятия решения мы в первую очередь думаем о жителях поселка. Если съемки могут причинить неудобства владельцам домов, мы отказываемся от них. Кроме того, мы не соглашаемся, если сценарий содержит неприятные сцены насилия, жестокости, аморального поведения». Как же все-таки служители «самого важного из искусств» находят плацдармы для будущих шедевров? Режиссер Катя Шагалова рассказала Нине Резниченко, что в съемочной группе есть location-менеджеры, которые занимаются решением подобных вопросов. Обязательно нужно разрешение на съемки местных органов администрации, потом управляющей компании коттеджного поселка и, конечно, самого владельца дома. Поскольку съемки – очень шумный и динамичный процесс, он может не понравиться собственникам здания или остальным жильцам коттеджного поселка, и тогда приходится искать другое место. Часто киношники выбирают объекты с уникальной архитектурной концепцией, запоминающимися видами и разнообразной инфраструктурой, свидетельствует Юрий Синяев. Скажем, нередко съемочной группе необходим водоем на территории поселка. «При поиске определенного места для съемок (коттеджа и коттеджного поселка) съемочная группа может обратиться в риэлторскую компанию, которая из всего многообразия предложений поможет подобрать оптимальный вариант, – заявляет Наталия Курашова, PR-директор Renaissance Realty. – Правда, не всегда удается договориться с владельцем интересующего объекта о проведении съемок – все-таки большинство собственников предпочитают иметь дело с физическими лицами и сдавать свою недвижимость на длительный срок». С другой стороны, продолжает Наталия Курашова, есть ряд собственников, которые целенаправленно сдают свои коттеджи для видео- и киносъемок. Как правило, это полностью готовые объекты, с красивыми интерьерами, эксклюзивной мебелью и всевозможными декоративными элементами. О том, представляют ли съемки фильма помеху для размеренной жизни обитателей поселка, можно спорить. Одних людей все это «напрягает», а другим, наоборот, безумно интересно. Если фильм получится стоящий, можно потом хвастаться, что был свидетелем процесса его создания. Для управляющей компании съемки – это, конечно, лишние хлопоты; зато громкое название фильма или сериала может послужить поселку дополнительной рекламой. Дома-«звезды» Ряд подмосковных усадеб перманентно «зарабатывают на жизнь» актерским промыслом. Например, в усадьбе Середниково, где рос М.Ю. Лермонтов и провел свое детство П.А. Столыпин, созданы прекрасные условия для проведения киносъемок. Во-первых, усадьба тщательно отреставрирована. Во-вторых, здесь имеются удобные помещения для гримерных и костюмерных, охраняемые площади для размещения и хранения реквизита, возможность пообедать и отдохнуть. Михаил Туманишвили снял здесь мистический триллер «Темный инстинкт» с певицей Любовью Казарновской и Александром Домогаровым в главных ролях. По мотивам одноименной повести А.П. Чехова кинорежиссером Иваном Дыховичным в Середниково был снят фильм «Черный монах». В 2004 году усадьба выступила в роли дома гоголевского Ноздрева, которого сыграл Александр Абдулов, куда пожаловал Чичиков (Павел Деревянко). Фильм «Дело о «Мертвых душах» снимался по сценарию Павла Лунгина и Юрия Арабова. Тогда над интерьером старинного дома художники поработали на славу. Чего только не поместили они в гостиную барина – фамильярно-нахрапистого шумного Ноздрева: и живопись, и старинную посуду, и чучела кабана и оленя, и шкуру белого медведя, и даже… гильотину средней величины! В Середняково же снимался и самый широкомасштабный проект российских и американских кинематографистов – сериал «Бедная Настя». На этот раз усадьба представляла поместье князей Долгоруких. Здесь производство отечественного сериала впервые проходило по американской технологии, когда съемки ведутся параллельно с эфиром. А ключевые эпизоды фильма «Слуга государев» проходили в парке усадьбы, в месте, почему-то считающимся мистическим, – у Чертова моста. Ну и, наконец, было бы странно, если бы это место обошли бы стороной создатели фильмов о знаменитых хозяевах усадьбы. В фильме Николая Бурляева «Лермонтов», проникнутом любовью и восхищением великим поэтом, есть сцена прощания Михаила Юрьевича с Варенькой Лопухиной, снятая в Середниково. А режиссер-документалист Вячеслав Хотулев не только снял в доме фильм «Жизнь и смерть Петра Аркадьевича Столыпина», но и здесь же писал книгу о видном русском реформаторе. В усадьбе Фряново в Щелковском районе, построенной в конце XVIII–начале XIX вв., была проведена немалая часть съемок фильма по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». С фасада дом снимался как усадьба Кирсановых, а со стороны парка – как усадьба Одинцовой. В усадьбе Апраксиных, что в деревне Васильевское Дмитровского района (там сейчас детский оздоровительный лагерь «Дружба»), снимали «Гусарскую балладу». Знаменитое Абрамцево послужило площадкой для многих фильмов. Например, не так давно телеведущий Игорь Мужжухин дебютировал там как сценарист и режиссер фильма «Вовочка». Серебряный Бор – место не менее любопытное. Несмотря на свой московский статус, он продолжает оставаться стародачным «островом» в черте города. Сцены на профессорской даче в культовой кинокомедии А. Серого «Джентльмены удачи» проходили именно там, в доме одного из участников съемочной группы. Здесь и Светлана Дружинина снимала отдельные сцены для своего проекта «Тайны дворцовых переворотов». Популярный сериал «Московская сага» Дмитрия Барщевского по роману Василия Аксенова – тоже «родом» оттуда. «Надо заметить, что Серебряный Бор для съемок место трудное. Въезд на «остров» – платный, – повествует Татьяна ван Граафайланд. – Получение разрешения на съемки – это тема для отдельной статьи, учитывая высокий статус обитателей. Дом, в котором проходили основные события фильма, был построен в 1913 году. В советское время в нем находилась правительственная дача, здесь проводили летние сезоны Каганович и Ворошилов. До нашего времени он дошел в полуразрушенном состоянии, но это не остановило авторов фильма. Сохранившийся фундамент упростил задачу главным художникам сериала. В результате здание было отстроено заново со значительными изменениями. Были восстановлены системы канализации, отопления и водоснабжения». Дом, изобразивший фамильное гнездо старинной московской семьи, на самом деле совсем небольшой. Приезжавшая на съемки Валентина Матвиенко, бывшая в то время в ранге вице-премьера правительства, удивлялась: «Боже мой, ведь дом значительно меньше, скромнее и не производит такого впечатления, как на экране!» Вот она, волшебная сила искусства. …Сколько еще увлекательных и курьезных историй хранят загородные усадьбы, дома и улицы подмосковных городов! Всех и не перескажешь. Смотрите лучше российское кино.







Сайт создан в системе uCoz