Хоровод небоскребов






В Музее архитектуры открылась выставка с завлекательным названием "Новые города. Новое в городах". Она должна была стать главным событием проходящей сейчас биеннале архитектуры. Между тем кураторы и дизайнеры экспозиции сделали все возможное, чтобы окончательно запутать зрителя и показать, что у нас нет качественной архитектуры не только в реальности, но и в проектах. Конечно, о "новых городах" в нашем случае говорить не приходится: никто еще не взял на себя смелость основать где-нибудь на Волге военную крепость или на Каме - торговое поселение. Речь идет о новых районах, находящихся либо внутри, либо поблизости от крупных центров - Москвы, Петербурга, Туапсе, Казани, Екатеринбурга. Однако их размеры сильно превышают обычные районы (один, например, рассчитан на 120 тыс. жителей) и по старорежимным меркам тянут на хороший уездный город. Уже один этот факт - жизнь с чистого листа - не мог не вдохновить публику. Понятно, что в Москве и Питере архитектору развернуться негде - а здесь, в чистом поле, твори, сколь угодно. Именно этот момент - многоквартальное проектирование - как раз самое слабое место в мировой практике. Всем известно, что большинство нынешних звездных архитекторов прославились единичными постройками. Более того, постройками-выскочками, зданиями-аттракционами, кричащими о своей оригинальности. Некоторые эксперты говорят даже о кризисе ансамблевого мышления. А тут - "новые города", претендующие не на стандартную застройку, а на свежее слово в градостроительстве. Раскроем интригу сразу - самые интересные проекты возникают тогда, когда авторы придумывают какую-нибудь природную метафору. Нынче особенно котируются острова, либо полуострова (сразу чувствуется, что архитекторы поднатарели в сооружении яхтенных поселков). Не меньшим спросом пользуется образ города-сада, о котором мечтали еще усталые революционеры ХХ века. Красота замысла во многом зиждется на красоте ландшафта - будь это питерский район Кудрово, сверху напоминающий регулярный французский парк, или полуостров "Лермонтово" под Туапсе с парусниками на заднем фоне. Создатели проекта "Красноярск-2020" оттолкнулись от образа ледяных расщелин, а "Инфо-Сити" под Зеленоградом, как нетрудно предположить, отсылают к разноцветным лесопосадкам. При этом каждый из новых градостроителей пытается свой район сделать цветным, подчеркнув его принципиальное отличие от панелей. Получается не менее утопично, чем на картинах русских футуристов (как в случае с Екатеринбургом, где французы решили возвести эдакий "город-северное сияние"). Впрочем, все выше изложенные вещи к выставке имеют косвенное отношение. В том смысле, что в экспозиции они никак не заявлены. Кураторы вместе с дизайнером Алексеем Козырем увлеклись собственным проектом - им было не до архитектуры. Через всю анфиладу музейных залов сооружен паровоз из столов-тумб, внутри которых находятся проекторы. Никаких тебе планшетов и макетов. На темные поверхности этих стендов проецируется картинка. Одна проблема - разглядеть ее практически невозможно. Точно так же, как и понять, о каком "городе" идет речь. Единственное исключение - компьютерный фильм о районе "Красный Октябрь". Мы чинно проплываем по Москве-реке мимо церетелиевского Петра и разглядываем бывшие корпуса шоколадной фабрики, превращенные в элитную застройку. Как и полагается в таких случаях, кое-где оставшуюся кирпичную кладку дополняют алмазные грани стекла. Желание устроителей отойти от казенной развески картинок вполне понятно. Оформление выставки должно соответствовать самой архитектуре, а иногда и опережать ее. Если раньше лучшим способом понять замысел зодчего считалось изучение макета (деревянного или бумажного), то теперь всякая уважающая себя мастерская производит трехмерную модель в виде компьютерной декорации. При большом желании можно вообще поместить зрителя внутрь свежего города. В нашем случае отчего-то все наоборот - образы городов всплывают из темных глубин и быстро тают. По большому счету, вся затея имела бы смысл, если бы несла мощный просветительский заряд - вот так мы, возможно, будем жить в недалеком будущем. Впрочем, кажется, что и сами создатели "Новых городов" не питают особых надежд насчет реализации проектов. Если не сказать больше - исподволь посмеиваются над ними. Выставка начинается с имперски роскошных проектов сталинского времени (перестройка Сталинграда), вслед за которыми идет их жалкий отзвук - реальные советские "панели". Заканчивается же наша история живописными полотнами Павла Пепперштейна из серии "Город Россия". Художник изобразил некий город Россию, расцвет которого приходится на 4008-5007 годы, когда вошли в моду небоскребы-"ракушки". В 2070 году каждый из высотных домов этого города увенчали огромными "живыми" головами. А в 5010-м и вовсе возвели комплекс небоскребов "Хоровод" - громадные русские бабы, взявшиеся за руки. Пепперштейн довел до абсурда национальную идею в архитектуре. И есть сильное подозрение, что ее же потребуют от нынешних архитекторов-космополитов.







Сайт создан в системе uCoz