Роскошный и торжественный стиль ампир






Ампир (от французского слова empire - «империя», «власть») - это стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, завершивший развитие классицизма. Можно сказать, что классицизм фактически переродился в ампир. Этот стиль сложился во Франции в начале XIX века, в эпоху правления Наполеона Бонапарта. Затем он распространился и на многие другие страны, в том числе на Россию. Главные отличительные черты стиля ампир - торжественность, великолепие, массивность крупных объемов, богатство декора. На смену мягкой и светлой гармонии искусства эпохи короля Людовика XVI и демократической строгости стиля Директории пришли парадный пафос и театральное великолепие стиля Первой Империи. Появились монументальные портики, военная тема в архитектурных деталях и декоре (доспехи, лавровые венки, орлы, скрещенные мечи и копья и т.п.). Через посредство всех этих атрибутов и символов стиль ампир был призван утверждать идею величия «маленького корсиканца», который, не скрывая этого, стремился к славе самых великих римских императоров. Примечателен тот факт, что ведущая роль в формировании этого нового стиля принадлежала не архитектору, как это обычно бывает, а живописцу - Жаку-Луи Давиду, ставшему первым художником Первой Империи. Но Давид не только писал огромные картины, так льстившие самолюбию Наполеона, он разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Другие художники, создававшие произведения в стиле ампир (в том числе и ученик Давида Франсуа Жерар) также черпали вдохновение в элементах античного орнамента. Им было строго указано брать за образец искусство Древнего Рима. Мотивы декора и архитектуры в искусстве ампира во многом повторяли и древнеегипетское искусство, что было связано со знаменитым походом Наполеона в Египет. И что любопытно, эта причудливая смесь элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику. Для архитектуры стиля ампир характерны монументальность и геометрическая правильность (триумфальные арки, мемориальные колонны, дворцы). Парадные интерьеры богато украшались живописными панно, рельефами, вазами, мебелью и бронзой античного типа. Нередко декор был перегружен всевозможными арабесками, пальметтами, фантастическими этрусскими мотивами и военной атрибутикой римского происхождения, напоминавшей о наполеоновских победах, а пирамиды, капители с цветами лотоса и сфинксы «намекали» на экспедицию императора на земли фараонов. Но Наполеон не был бы Наполеоном, если бы не желал еще большей пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Шарль Персье и Пьер Фонтен, ранее учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции именно они оформили интерьеры знаменитых дворцов в Мальмезоне, Фонтенбло, Сен-Клу, Версале и Тюильри, построили Триумфальную арку на площади Карусель перед Лувром. Еще одна величественная Триумфальная арка в центре Парижа была возведена по проекту Жана-Франсуа Шальгрена. Скульптор Антуан-Дени Шодэ водрузил бронзовую статую Наполеона в римской тоге на вершину Вандомской колонны. Все эти великолепные сооружения, ставшие теперь символами Парижа и его окрестностей, выполняли одну-единственную функцию - восхваляли победы и достижения нового Цезаря. Характерное для стиля ампир сочетание римских и египетских мотивов, красного дерева и позолоченной бронзы можно найти и в произведениях прославленного парижского скульптора-бронзовщика Пьера-Филиппа Томира. С 1805 года он был придворным чеканщиком Наполеона, изготавливал для него бронзовые детали мебели, светильники, канделябры, вазы и корпуса часов. В своей подобострастной угодливости придворные декораторы Наполеона порой доходили до абсурда. Например, спальня императрицы Жозефины в Мальмезонском дворце была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона. Если для классицизма были типичны мягкие и сложные красочные гармонии, то для ампира - яркие, режущие глаз цвета: синий, белый, красный - цвета французского флага. Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах доминировали круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы, пришедшие на смену королевским лилиям, и звезды на алом, малиновом, синем или зеленом фоне (зеленый был любимым цветом Наполеона). В истории мебели впервые важную роль стала играть фактура материала (в предшествовавших стилях она скрывалась за нагромождениями резных украшений). При изготовлении мебели предпочтение отдавалось темно-красному дереву. Его гладкая поверхность украшалась золоченой бронзой, отдельные детали покрывались резьбой. Ножки, следуя античному стилю, часто имели форму лап животных. Иногда сверху этих лап неожиданно помещались фигуры львов или сфинксов. Стиль ампир обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов. Другими новинками стали узкие серванты, узкие витрины, круглые сервировочные столы, предназначенные для фарфоровой посуды. Кресла приняли форму древнеримских тронов. Передние ножки нередко шли прямо от подлокотников и представляли собой гермы (четырехгранные столбы, завершенные скульптурной головой, первоначально - бога Гермеса, отсюда и название). Если же они заканчивались около сиденья, то подлокотники поддерживались резными фигурами - как правило, львов, грифонов, лебедей и др. В целом мебель стиля ампир отдавала предпочтение пышности в ущерб удобству. Спинкам стульев и кресел часто придавалась форма лиры, которая была одним из наиболее употребительных мотивов в украшениях предметов ампирной мебели. Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, роскошный и торжественный ампир насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных Францией стран. Тем не менее (и это удивительно!) - практически ни в одном из побежденных Наполеоном государств этот стиль не прижился. Лишь одна страна - победительница-Россия - добровольно переняла стиль Первой Империи. Но на это у нее были свои внутренние причины. Прежде всего, Россия сама становилась могущественной империей. Еще до начала Отечественной войны 1812 года архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен по приказу Наполеона через французского посла в Санкт-Петербурге посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». И Александру все это очень нравилось. Кроме того, русская аристократия, поголовно говорившая по-французски, подражала нравам парижских салонов. Очень силен был в России и гипноз французской моды (таковым, кстати, он остается и поныне). В России ампир получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Санкт-Петербурга, спроектированных «русским итальянцем» Карло Росси. В Москве в этом стиле выстроены многие здания и особняки, созданные по проектам «русского швейцарца» Доменико Жилярди и его ученика (бывшего крепостного) Афанасия Григорьева. Таким образом, можно сказать, что в Европе сложились две разновидности стиля ампир: французский и русский. При этом «русский ампир» (это определение обычно берут в кавычки) был мягче, свободнее и пластичнее французского. Но век Наполеона, как мы знаем, оказался недолог. Вот и стиль ампир, монументальный в экстерьере и изысканно-роскошный во внутреннем убранстве, также развивался во Франции и влиял на искусство других стран весьма непродолжительно. Он лишь немного пережил владычество самой французской империи, окончательно рухнувшей в 1815 году после поражения Наполеона при Ватерлоо. Уже в середине XIX века ампир сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.








на главную
Сайт создан в системе uCoz